- С 1 июля следующего года пиво и изготавливаемые на его основе напитки будут отнесены к алкогольной продукции, - сообщила заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли области по развитию потребительского рынка Вера Баширова. Она напомнила, что с 22 июля вступили в силу изменения в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
В соответствии с ними, с 22 июля 2011 года запрещается реализация пива и пивных напитков крепостью более 5 % в нестационарных торговых объектах и без применения контрольно-кассовой техники. С 1 января 2012 года вводится декларирование объемов розничной продажи пива и пивных напитков. С 1 июля 2012 года пиво и пивные напитки с содержанием этилового спирта более 5%, как алкогольную продукцию, запрещается продавать в розницу в ночное время. С 1 января 2013 года вступает в силу запрет на розничную продажу пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции в нестационарных торговых объектах и без применения контрольно-кассовой техники, а также в ночной время.
Эти новации Вера Баширова рассматривает, как попытку изменить структуру потребления, законодательно стимулировать развитие этой культуры, которая, к сожалению, пока крайне низка. – Всюду можно увидеть людей, выпивающих на улицах, в парках, на пляжах. Законодатель не вводит «сухой закон», а определяет места, где потребление алкогольной продукции отныне запрещено. Это, прежде всего, общественные места – дворы, подъезды, лестницы, лифты, детские площадки, скверы, парки, сады, пруды, водохранилища, озера, пляжи, территории, используемые для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом, а также в местах, где запрещена розничная продажа спиртного.
Кроме того, закон не допускает розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, включая и пиво, которое с июля 2012 года приравнивается к крепким напиткам.
«Зоной свободной торговли спиртным» станут предприятия общественного питания, имеющие соответствующие лицензии. На них запреты и временные ограничения не распространяются.
Установлен также и ценовой порог, ниже которого реализация этилового спирта и алкогольной продукции оптом и в розницу запрещена.
- Следует понимать, что ужесточив требования к производству и обороту алкогольной продукции, ограничивая его потребление, государство проявляет заботу о нравственности, здоровье, правах и законных интересах граждан и экономической безопасности страны в целом, - отметила замминистра. – Уверена, что это будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране, формированию стимулов к здоровому образу жизни и увеличению ее продолжительности, а также поддержанию общественного порядка на территории нашей области.
Она также напомнила, что в области ограничения на продажу крепкого алкоголя введены почти год назад. – В Оренбуржье давно действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции крепостью свыше 15 % в период с 22 часов до 10 часов утра, - рассказала она. – За нарушение введены санкции вплоть до приостановления действия лицензии. И судя по результатам рейдов, эти меры оказались довольно действенными.
Вера Баширова прокомментировала и еще одно новшество – закон наделил субъекты правом запрещать продажу спиртных напитков в определенные дни и в определенных местах. – Пока этот вопрос только прорабатывается, скорее всего, делегируем его муниципалитетам, чтобы они могли самостоятельно устанавливать запреты на продажу в дни общенародных гуляний, например, в день города.
Чтобы соответствовать новым требованиям, операторам розничного рынка алкоголя придется постараться.
- Жалобы на излишнее давление на малый бизнес от продавцов алкогольной продукции не принимаются в принципе, - заявила руководитель замминистра. - Данный вид бизнеса не относится к социально-значимым и является высокодоходным. И если закон устанавливает требования, задача бизнеса их соблюдать.
В соответствии с последними изменениями, организации, осуществляющие розничную торговлю алкогольной продукцией, за исключением пива и пивных напитков, обязаны использовать для таких целей стационарные торговые объекты и складские помещения площадью не менее 50 кв. метров в городах и 25 кв. метров в сельской местности на условиях собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды на срок год и более лет. Соответственно, лицензия будет выдаваться только при соблюдении этих условий. Если лицензия уже получена, в срок до 1 июля 2012 года пакет документов необходимо привести в соответствие с законом.
Кроме того, оплаченный уставный капитал организации, осуществляющей розничную торговлю алкоголем, увеличен до 200 тыс. рублей.
Для соответствующей реорганизации своего бизнеса у продавцов пива есть время до конца следующего года. С 1 января 2013 года розничная торговля пивом и пивными напитками также должна производиться в стационарных торговых объектах и складских помещениях, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде на срок от года и более лет.
Вера Баширова попросила лицензиатов обратить внимание на то, что изменился порядок выдачи, продления и переоформления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и требования к документам для лицензирования. Сам порядок, декларирование объемов продаж и форма лицензии будут едиными на всей территории РФ, а унификация будет способствовать совершенствованию правоприменительной практики.
Внесены изменения в перечень оснований, по которым действие лицензии может быть приостановлено по инициативе лицензирующего органа или материалам органов контроля (надзора).
Расширен спектр оснований для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В частности, для нарушителей особых требований к розничной продаже предусмотрена только одна мера ответственности – аннулирование лицензии. Это может быть сделано решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (порядок аннулирования будет определен Правительством РФ).
Справочно:
Основания для аннулирования лицензии в судебном порядке:
обнаружение недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
оборот алкогольной продукции без маркировки либо с поддельными марками;
невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;
повторное в течение одного года несвоевременное представление или сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме оборота алкогольной продукции;
повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;
непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации;
оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС;
неустранение в срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Основания для аннулирования уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти:
розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции.
К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено:
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением;
осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;
внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.