О переходе на новый порядок финансового обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания рассказала сегодня на брифинге министр социального развития области Татьяна Самохина.
По определению министра, особенность текущего периода заключается в необходимости внедрять новые подходы в области социального обслуживания населения, учитывающие сильные стороны существующей системы и те изменения, которые происходят в обществе. На первый план в последние годы вышла задача повышения эффективности бюджетных расходов, названная в Стратегии развития Оренбургской области в качестве одной из первоочередных.
Механизм, помогающий достичь этого, предложен 83-м Федеральным законом о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Он нацелен на повышение качества предоставляемых услуг и создание стимулов к экономии средств при максимально эффективном управлении государственными и муниципальными финансами.
В Оренбургской области срок завершения перевода в закрепленные названным законом типы учреждений установлен до 31 декабря 2011 г.
Органами социальной защиты населения Оренбургской области уже проведен ряд мероприятий по переводу учреждений в новый тип. Подготовлена нормативно-правовая база, регламентирующая создание бюджетных, казенных и автономных учреждений социального обслуживания. Вся информация размещена на официальном сайте министерства социального развития Оренбургской области www.msr.orb.ru в разделе «Деятельность» подраздел - «Совершенствование правового положения государственных учреждений».
На сегодняшний день в новый правовой статус перешли 84 учреждения социального обслуживания, что составляет 82% от общего количества, из них: 15 автономных, 52 бюджетных и 17 казенных.
Татьяна Самохина подробнее остановилась на характеристике автономных учреждений, так как именно этот тип учреждений в первую очередь ориентирован на результат, на рациональное и бережное отношение ко всем видам ресурсов. При переходе в этот тип, учреждения получают возможность выбора показателей, применяемых для стимулирования оплаты труда с целью повышения мотивации работников; осуществления государственных закупок без проведения конкурса, кроме целевых субсидий; привлечения к сотрудничеству социально-ориентированных некоммерческих организаций; перевода ряда услуг на аутсорсинг в ситуации, если это экономически обоснованно.
Ожидаемыми результатами на первом этапе реформы от перевода учреждений в автономный тип является оптимизация финансовых и кадровых ресурсов и повышение ответственности руководителей и публичности деятельности учреждений.
Если говорить о результатах в материальном выражении, за 9 месяцев 2011 года автономными учреждениями социального обслуживания оказано свыше 88 000 платных услуг на общую сумму более 7 млн. рублей.
- Изменение правового статуса и механизма финансирования учреждений соцобслуживания ни в коем случае не должно снизить качество и доступность социальных услуг. Напротив, новые условия должны стимулировать сокращение внутренних издержек учреждений и привлечение внебюджетных источников финансового обеспечения, - подчеркнула Татьяна Самохина.