Рабочий день Елены Николаевой начался с выезда на проблемные объекты г.Оренбурга – дома на ул. Советской, 1, Комсомольская, 37 и Аксакова, 7.
Дом №1 по ул. Советской еще дореволюционной постройки. Износ конструкций на 2002 год составил 57%. Количество квартир – 92, в том числе муниципальных – 35 квартир.
Сложность заключается в том, что здесь два хозяина – Министерство обороны и собственники квартир. 36 % занимаемой площади относится к управляющей компании «Оренбургская», а 64 % - находится в собственности Министерства обороны, и в настоящее время эти квартиры не заселены.
В 2008 году был выполнен ремонт части фасада здания на 14 млн. 706 тыс. рублей. В 2011 году разработана проектно-сметная документация на реставрационные работы дома, как памятника культуры, которая согласована в Москве. На сегодняшний день выполнена часть работ по ремонту крыши в заселенной части дома почти на 14 млн. рублей. Выполнены работы по программе «Двор-2011»: благоустроена придомовая территория, установлены малые архитектурные формы. По 185 ФЗ планируется ремонт фасада крыши, инженерных сетей на 14 млн. 215 тыс. рублей. Но этих средств недостаточно для всех необходимых ремонтных работ. Финансирование с Минобороны отсутствует, а муниципальный бюджет все затраты не осилит.
Елена Николаева в этой связи отметила недопустимость такой ситуации, когда половина дома пустует и разрушается. Здесь необходимо ставить вопрос о передаче квартир в муниципальную собственность, или о заселении квартир военнослужащими.
Следующий объект – это аварийным дом по ул. Комсомольской, 37. В 2010 году дом межведомственной комиссией признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. В настоящее время управлением жилищной политики г.Оренбурга идет отселение жильцов из этого дома. Елена Николаева поинтересовалась у тех, кто уже получил квартиры в новостройках, довольны ли они предоставленным жильем.
Третий объект – это дом по ул. Аксакова, 7. Проблемная ситуация возникла в связи с тем, что капитальный ремонт крыши проводился в 2005 году по заказу предыдущей управляющей компании. Но подрядчиком работы были выполнены некачественно, в результате чего жильцы дома жалуются на протечку крыши. Посетив дом и встретившись с его жильцами, Елена Николаева заметила, что управляющие компании должны жестко контролировать качество работ, которые осуществляются по их заказу. И призвала руководителя нынешней управляющей компании исправить недостатки своих предшественников.
Справочно.
В 2005 году на данном доме выполнены работы по капитальному ремонту кровли (шифер заменен на металл) и фасада. По программе «Двор-2005» была благоустроена придомовая территория. Сбор средств по статье «Текущий ремонт» составил 6 тыс. рублей. В 2010 и 2011 гг. текущим ремонтом выполнены работы на 28 тыс. рублей – ремонт системы центрального отопления, ограждения, кровли и пола. В текущем году ремонтом выполнены работы по ремонту кровли и системы теплоизоляции на 12 тыс. рублей.
График работы в Оренбургской области депутата Государственной Думы РФ Елены Николаевой предусматривал также проведение заседания комиссии ВПП ЕР по мониторингу ЖКХ и энергосбережению. Мероприятие проходило в режиме видеоконференции.
В нем приняли участие первый вице-губернатор – первый заместитель председателя Правительства области Валерий Рогожкин, министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Сергей Домников, заместитель министра строительства Дмитрий Аниськов, заместитель главы г.Оренбурга по городскому хозяйству Сергей Николаев, председатель комитета Законодательного Собрания по собственности, природопользованию и строительству Александр Соляник, а также представители субъектов РФ.
В своем выступлении депутат ГосДумы отметила, что вопросы, связанные с ситуацией в жилищно-коммунальном комплексе, стоимостью коммунальных услуг, входят в число наиболее важных, зимой же они становятся вопросами национальной безопасности.
- Мы собрались, чтобы обсудить вопросы деятельности организаций ЖКХ в субъектах РФ и еще раз сверить наше с вами направление работы по регулированию тарифов в этой сфере и формированию платежей населения за ЖКХ, - отметила Елена Николаева.
Особое внимание спикер заседания посвятила тарифообразованию и ситуации с платежами населения.
- По данным ФСТ все они соответствуют задачам, заявленным на государственном уровне. С 1 января роста нет ни в одном регионе, ни в одном муниципалитете, - заверила присутствующих Николаева. – Мы жестко отслеживаем ситуацию.
Так, из ряда регионов поступали сигналы, свидетельствующие о получении гражданами январских платежек (за декабрь) превышающих итоговой суммы за ноябрь. Все сигналы были проверены. Суммы действительно превышают декабрьскую квитанцию, но это связано не с ростом тарифов, а с дифференциацией платежей (когда летом граждане не платят за отопление, а зимой сумма платежа увеличивается).
- Считаю, необходимым разъяснять населению, как правильно анализировать получаемые платежки. Нужна информационная кампания в региональных СМИ, где бы все эти вопросы подробно освещались, - считает депутат.
Елена Николаева заострила внимание присутствующих на том, что решение о росте цен и тарифов на жилищные услуги управляющие компании и ТСЖ не имеют права принимать без согласия граждан. Сегодня законодательством предусмотрены все возможности для контроля платежей и тарифов в сфере ТСЖ.
Так, Федеральным законом «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, направленные на передачу субъекта РФ полномочий по определению нормативов потребления коммунальных услуг. Также внесены изменения в части закрепления полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса органами исполнительной власти российских регионов с возможностью передачи таких полномочий на уровень органов местного самоуправления.
Органам исполнительной власти в регионах представлены самые широкие полномочия для проведения проверок Управляющих компаний и ТСЖ. Роль региональных органов исполнительной власти в осуществлении контрольно-надзорной деятельности (государственных жилищных инспекций) существенно усилена. Кроме того, предусмотрено поручение органам государственного жилищного надзора до 1 марта 2013 года, используя новые полномочия, произвести тотальную проверку правомерности создания ТСЖ и принятия решений о правильности выбора управляющих организаций.
В своем докладе Елена Николаева отметила, что еще одним направлением работы комиссии должен стать анализ деятельности по управлению многоквартирными домами.
В российских городах с численностью населения свыше ста тысяч работает уже более 4 тысяч частных управляющих компаний. Этот факт свидетельствует о том, что начальная стадия становления рынка управления многоквартирными домами завершена.
Справедливости ради, следует отметить, что в прошедшем году Правительство РФ особое внимание уделяло совершенствованию правового регулирования отношений в данной сфере.
Так, в жилищное законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности по управлению такими домами. Изменения предусматривают значительное количество положений, ранее отсутствовавших в отечественном жилищном законодательстве, которые позволят искоренить проблему злоупотреблений со стороны управляющих организаций и ТСЖ, будут способствовать развитию конкуренции на рынке управления жилищным фондом и, в конечном счете, приведут к повышению уровня правовой защищенности наших граждан.
В целях обеспечения прозрачности рынка профессионального управления жилищным фондом утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, предусматривающий требования к порядку, сроку и способам публичного предоставления информации.
В настоящий момент разработаны изменения в указанный стандарт, направленные на установление особенностей раскрытия информации товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами.
С докладом на заседании комиссии также выступил первый вице-губернатор – первый заместитель председателя Правительства области Валерий Рогожкин, который сообщил присутствующим, что в Оренбургской области в 1 полугодии 2012 года сохранены средние тарифы, действующие в 2011 году. При этих тарифах платежи граждан за коммунальные услуги в 1 полугодии текущего года также повышению не подлежат и остаются на уровне 2011 года.
При министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области организованы «горячая линия» и мониторинг за обоснованностью установленных тарифов в области. По состоянию на 1 февраля нарушения в части регулирования и применения тарифов на коммунальные и жилищные услуги предприятиями ЖКХ области не установлены.
- Большинство вопросов повышения качества услуг и работ в коммунальном комплексе решается в рамках реализации областных целевых программ, - отметил Валерий Рогожкин. - В 2011 году на реализацию программных мероприятий (строительство, модернизация, реконструкция, капитальный ремонт коммунальных объектов и инженерных сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, перевод жилья на автономное отопление) муниципальным образованиям области выделено 1056,0 млн. рублей. Выполнение программных мероприятий позволило повысить уровень теплоснабжения населения, улучшить качество питьевой воды и снизить износ сетей и сооружений до 58%.
Энергосбережение является важной стратегической задачей, стоящей перед ЖКХ области, поскольку это одно из самых реальных направлений, где не только коммунальные предприятия, но и потребители услуг (население) смогут сократить собственные расходы на их оплату.
Эта работа в области ведется в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010-2015 годы и целевые установки на период до 2020 года».
На поддержку реализации мероприятий по энергосбережению предусматривается на период до 2015 года привлечь более 300 млн. рублей бюджетных средств, а также собственные и заемные средства предприятий и организаций области.
С 2011 года в области на объектах сельского водоснабжения устанавливаются приборы частотного регулирования, что позволит снизить затраты на электроэнергию до 30% и предотвратить возможные порывы на сетях водоснабжения. Всего в 2011 году установлено 646 приборов частного регулирования электрической энергии на скважинах в сельских населенных пунктах на сумму более 60 млн.рублей.
Много нареканий населения на качество услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда вызвано значительным уровнем износа жилищного фонда – 36%. Работа по его снижению в области ведется в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ, - добавил вице-губернатор. – Всего за период с 2008 по 2011 годы на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья направлено 6,1 млрд.рублей, в том числе финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ – 4,4 млрд.рублей.
Капитально отремонтировано 2518 многоквартирных домов и переселено 2389 семей из 430 аварийных домов. Жилищные условия улучшили более 263 тыс. человек.
На 2012 год Фондом содействия реформированию ЖКХ Оренбургской области выделен дополнительный лимит на капремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья в сумме 488 млн.рублей.