Заседание совета проводилось в рамках видеоконференции с подключением студий в Челябинске, Магнитогорске, Оренбурге, Орске, Кургане и Петропавловске (Республика Казахстан). В работе координационного совета принимали участие министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области В.В.Павлов, заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области И.В.Белавкин, председатель комитета законодательного собрания по промышленной политике Челябинской области А.А. Самсонов, министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области В.В. Васин и заместитель губернатора Курганской области – директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области В.И. Жаров и др.
На заседании выступили председатель регионального координационного совета, начальник ЮУЖД Виктор Попов, руководители рабочих групп регионального координационного совета – заместители начальника ЮУЖД по регионам, руководители Южно-Уральской дирекции управления движением и Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, отдела по работе с органами власти ЮУЖД и другие члены регионального координационного совета.
Напомним, основной задачей Совета является координация взаимодействия участников перевозочного процесса в вопросах повышения эффективности организации железнодорожных перевозок.
На заседании прозвучали доклады об организации транспортного обслуживания промышленных предприятий, расположенных в регионах деятельности ЮУЖД, мерах, направленных на организацию полного удовлетворения потребностей в перевозках, заключении с субъектами регионов ЮУЖД Соглашений по компенсации выпадающих доходов от пригородных пассажирских перевозок.
В части организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении взаимодействие ОАО «РЖД» с государственными органами власти субъектов Российской Федерации основано на ежегодно заключаемых договорах (так называемого «социального заказа»).
Принятые на государственном уровне принципиальные решения о необходимости компенсации убытков от пассажирских перевозок за счет средств консолидированного бюджета — как федерального, так и регионального уровня — дают основу для реализации задачи по обеспечению безубыточной деятельности пригородных пассажирских компаний, образованных в рамках проводимой реформы железнодорожного транспорта.
В соответствии с заключенными между ОАО «Свердловская пригородная компания» (осуществляющей перевозку пассажиров в зоне деятельности ЮУЖД) и правительствами субъектов Российской Федерации договорами по транспортному обслуживанию пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2012 году, предусмотрено выделение субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов, в размере 502,7 млн. рублей, в том числе:
- по Челябинской области – 97,9 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 27,5%;
- по Курганской области – 106,0 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 87,7%;
- по Оренбургской области – 274,8 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года практически на 100%;
- по Республики Башкортостан – 24,0 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 90,2%.
Из-за недостаточной компенсации пригородных пассажирских перевозок возникает угроза банкротства пригородных пассажирских компаний, а значит, приостановки пригородного железнодорожного сообщения на территории области. В связи с этим в текущем году предстоит найти взаимопонимание с правительствами областей в данном вопросе и вопрос по дополнительному субсидированию из областных бюджетов будет решен положительно.
С целью своевременного обеспечения подвижным составом и координации вопросов, связанных с перевозкой грузов в период с ноября 2011 года по февраль 2012 года в каждом регионе в зоне деятельности ЮУЖД были проведены координационные советы, на которых были рассмотрены обращения грузоотправителей, касающиеся проблем, связанных с перевозкой грузов.
Основные постановочные вопросы клиентов по вывозу грузов связаны с работой приватного парка, который сегодня определяет рынок транспортных перевозок. Его доля в погрузке дороги выросла с 66% в 2010 году до 89% в январе 2012 года.
Среди региональных ключевых владельцев приватного парка можно отметить ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ЗАО «Русагротранс» - это дочерние и зависимые компании ОАО «РЖД»; и независимых операторов – ОАО «ММК-Транс», ОАО «Новая перевозочная компания», ОАО «Мечел-Транс», ООО «Металлинвесттранс». Все они в текущем году работают стабильно, обеспечивая положительную динамику погрузки дороги.
Совокупный российский парк полувагонов составляет в настоящее время около 470 тыс.ед., из которых 281 тыс. ед. (60%) – приходится на независимых частных собственников. Доля полувагонов ОАО «РЖД» постоянно снижается - с 23% в 2010г. до 2% в 2011г., т.е. с 98 тыс. ед. до 9 тыс. ед. В то же время наиболее востребованный парк сегодня, в т.ч. по ЮУЖД – это полувагоны; из 4 тыс.вагонов ежесуточной погрузки в полувагонах отгружается 2,2 тыс.полувагонов, или до 60% всех объемов. Объективные условия транспортного рынка сегодня говорят о том, что перевозчик в лице ОАО «РЖД» в перспективе практически не будет иметь собственного парка, в т.ч. наиболее востребованного полувагонов. В сложившейся ситуации для реализации и предупреждения проблем, связанных с вывозом грузов и обеспечением грузоотправителей необходимыми погрузочными ресурсами, сформирован пакет срочных мер, включающий консолидацию парка универсальных грузовых вагонов под единым управлением ОАО «РЖД» и сформированы нормативные условия, определяющие поведение операторов и владельцев подвижного состава, разработаны направления совершенствования тарифного регулирования.
В регионах ЮУЖД в 2011 году был собран рекордный урожай зерна до 16,7 млн.тонн (260% к 2010г.). В связи с массовым предъявлением зерна к перевозке на ЮУЖД был принят ряд мер по обеспечению вывоза продукции. В регионах ЮУЖД проведены рабочие совещания, созданы оперативные штабы, координирующие действия всех заинтересованных сторон, участвующих в перевозочном процессе. В приоритетном порядке производилось продвижение порожних зерновозов к местам погрузки зерна. Достигнута договоренность с грузовладельцами областей об обеспечении предъявлении зерна к перевозкам в выходные и праздничные дни. В декабре 2011 года направлены обращения руководства ЮУЖД, ЮУТЦФТО в ЗАО «Русагротранс» (г. Москва), региональный филиал ЗАО «Русагротранс» по оказанию содействия в целевом подсыле зерновозов под погрузку на станции ЮУЖД.
Что касается текущей ситуации, то благодаря проведенной в декабре 2011 года работе ЮУТЦФТО и ЗАО ЧФ «РАТ» с грузоотправителями, органами санитарного надзора и таможенными органами, на ЮУЖД шла полномасштабная отгрузка зерна даже в праздничные и выходные дни января 2012 года.
Совместно с грузовладельцами и ЗАО «Русагротранс» проведена работа по закольцовке зерновозов между станциями погрузки и выгрузки Южно-Уральской и Свердловской железных дорог.: ст.Курган – ст. Шагол; ст.Курган – ст.Нижнеувельская, ст.Макушино – ст.Екатеринбург. Если в ноябре 2011 года на ЮУЖД наличие рабочего парка зерновозов составляло 806 зерновозов в сутки, то в январе 2012 года – до 1900 зерновозов в сутки.
В прозвучавших выступлениях руководителей субъектов (Челябинск, Курган) отмечено, что на сегодняшний день проблем с вывозом грузов в регионах нет. Заместителем губернатора Курганской области – директором департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области В.И.Жаровым отмечено, что в результате оперативного вмешательства и принятыми мерами все отгрузки, в том числе «зерна», были осуществлены своевременно, жалоб и проблемных ситуаций в работе железнодорожного транспорта стало значительно меньше.
Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области В.В.Павлов отметил, что опыт работы Регионального координационного совета с участием руководителей субъектов Российской Федерации, представителей Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленных палат, крупнейших грузовладельцев и собственников подвижного состава, полученный за период ноябрь 2011 года – январь 2012 года, подтвердил своевременность организации и действенность созданной структуры для оперативного решения поставленных перед ним задач.
В заключение председатель регионального координационного совета, начальник ЮУЖД В.А.Попов поблагодарил участников заседания за конструктивную работу и определил основные задачи координационного совета в текущем году:
- решение вопросов снижения напряженности в сложный период перехода парка подвижного состава в собственность операторов;
- оперативное урегулирование проблемных ситуаций, поиск приемлемых решений по локальным проблемам грузовых перевозок;
- системное взаимодействие железных дорог, операторов и грузоотправителей.