- Качественное управление общественными финансами – залог эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления, а роста уважения к ним со стороны населения, - объявила на расширенном заседании коллегии министр финансов области Татьяна Мошкова. - Основа нашей работы - скрупулезные и точные расчеты, своевременные и ответственные решения. Во главу угла должны быть поставлены строжайшая финансовая и исполнительская дисциплина, передовой опыт и практика.
На коллегии, состоявшейся 17 февраля, подводились итоги исполнения консолидированного и областного бюджетов за 2011 год и озвучивались меры по обеспечению бюджетных обязательств текущего года.
Нелегким назвала завершившийся 2011 год Татьяна Мошкова. Тем не менее, благодаря достигнутому уровню социально-экономического развития на территории области собрано 156 млрд. рублей налогов и сборов, из которых в доходы консолидированного бюджета зачислено 34%, тогда как в 2010 году в области оставалось 40%, а в 2009 году – 46% собранных средств.
Доходы бюджета-2011 формировались из четырех источников - налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов по подакцизным товарам и налога на имущество организаций. Именно они обеспечивают 84% поступлений в консолидированный бюджет и 96 % в областной бюджет.
Улучшился сальдированный финансовый результат деятельности организаций, на 2,4% возросла собираемость налога на прибыль, тогда как в 2010 году – собираемость составляла 96,9%. Поступления налога на прибыль организаций в бюджет области достигли 23 млрд. рублей, что на 5,6 млрд. рублей или в 1,3 раза больше, чем в 2010 году.
Рассказав подробно об итогах исполнения бюджета за прошедший год, планах и перспективах на 2012 год, Татьяна Мошкова отдельно остановилась на существующих проблемах. Так, не все муниципальные образования получают финансовую помощь из областного бюджета на поддержку субъектов малого предпринимательства по причине отсутствия муниципальных программ, так как реализуются только в 27 из них. В то время, как развитие и стимулирование субъектов малого предпринимательства способствует увеличению поступлений в местный бюджет.
Она также потребовала, чтобы муниципалитеты своевременно использовали выделенные из областного бюджета ассигнования, поскольку остатки целевых средств на счетах муниципалитетов свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств, а значит и крайне низком качестве управления муниципальными финансами.
Об отсутствии должного контроля со стороны финорганов при проверке бюджетных обязательств и опять же качестве управления бюджетными средствами говорит и наличие или отсутствие кредиторской задолженности. Просроченную задолженность на 1 января имели 19 муниципальных образований области, в связи с чем Татьяна Мошкова предложила руководителям финорганов принять оперативные и исчерпывающие меры для урегулирования просроченной кредиторской задолженности и потребовала впредь не допускать ее образования.
Она также строго указала на необходимость своевременно возвращать в областной бюджет межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и имеющих целевые назначения. Однако ряд муниципальных образований, в числе которых и Оренбург, нарушили сроки возврата средств, что говорит о недисциплинированности их финансовых служб.
Проблемой так же остается неэффективное использование программного обеспечения при организации казначейского исполнения бюджетов. В большинстве районов отсутствует электронный документооборот с бюджетополучателями, а кое-где и с банками. Практически везде заявки на размещение заказов не согласуются с лимитами бюджетных обязательств. В результате допускается превышение кассовых расходов над лимитами бюджетных обязательств.
Коллегам-финансистам Татьяна Мошкова выразила возмущение возврата бюджетных кредитов:
- Бюджетные кредиты из областного бюджета предоставляются муниципалитетам на льготных условиях, и невнимательное отношение к исполнению обязательств по их возврату заставляет пересмотреть перспективы дальнейших взаимоотношений с такими муниципалитетами, - весьма жестко заявила она.
Министр финансов обратила внимание собравшихся и на то, как идет процесс перевода бюджетных учреждений в новый тип. Несмотря на принимаемые меры, по состоянию на 1 января не завершен перевод в трех учреждениях г. Оренбурга, 3-х – в Беляевском районе, 5-и в Бузулукском, 1 – в Гайском, 1 - в Курманаевском, 4-х - в Первомайском, 3-х – в Северном районах.
Официально переходный период для исполнения положений 83-ФЗ заканчивается 1 июля текущего года. Однако Губернатором области был установлен иной срок - 31 декабря 2011 года. Татьяна Мошкова расценила данные факты, как невыполнение поручений Губернатора области и заявила, что впредь подобное должно быть полностью исключено.