Спрашивали – отвечаем:

Разъяснения по актуальным вопросам реализации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов семей от 19 ноября 2010 года.

Вопрос:

Имеет ли значение цель въезда, указанная гражданином Казахстана (Белоруссии) для отношения его к статусу трудящегося-мигранта?

Ответ:

Статьей 1 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года определено, что трудящийся-мигрант это лицо, являющееся гражданином государства одной из сторон (подписавших соглашение), законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства другой стороны, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Там же дано определение термина «трудовая деятельность». В нашем случае, это трудовая деятельность трудящегося-мигранта (гражданина Республики Казахстан либо Республики Беларусь), осуществляемая им на территории государства трудоустройства (Российской Федерации) в соответствии с его законодательством на основании трудового договора. Т.е. основным признаком трудящегося-мигранта в соответствии с Соглашением является наличие заключенного трудового договора. Необходимо учесть, что в Соглашении нет понятий «заказчик работ (услуг)» и «гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)».

В отношении граждан Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 25.9 Федерального закона « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане при въезде в Российскую Федерацию с целью трудоустройства обязаны получить и заполнить миграционную карту (за исключением граждан Республики Беларусь), где обязаны указать цель въезда – работа.

Статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 20004 года предусмотрено, что компетентными органами государств (России и Беларусь) иностранному гражданину при въезде на территорию России либо Белоруссии выдается для заполнения миграционная карта. В целях указанного Соглашения к иностранным гражданам относятся физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) третьего государства, или лицо без гражданства, не имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) третьего государства.

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности обязан указать цель въезда «работа», в ином случае цель въезда иностранного гражданина не будет соответствовать заявленной. 

За несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении граждан Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства на территориях – участников Союзного государства от 24 января 2006 года граждане одной из Сторон независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, без миграционной карты.

В этой связи гражданин Республики Беларусь въезжает на территорию Российской Федерации без заполнения миграционной карты и соответственно без объявления цели въезда и осуществляет трудовую деятельность без разрешения на работу.

Вопрос:

Исходя из используемого в Соглашении определения термина «трудящийся-мигрант» следует ли, что в течение 30 суток освобождается от постановки на миграционный учет любой гражданин Казахстана(Белоруссии) или только тот, который на законном основании осуществляет трудовую деятельность, т.е. имеет на руках трудовой договор на работу?

Ответ:

В отношении граждан Республики Казахстан

В соответствии со статьей 1 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19    ноября 2010 года трудящийся-мигрант это лицо, являющееся гражданином государства одной из сторон, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства другой стороны, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Там же, под трудовой деятельностью понимается трудоустройство в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании трудового договора.

В статье 5 указанного Соглашения определено, что освобождаются от регистрации в течение 30 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации только трудящиеся-мигранты и члены их семей, т.е. при наличии у трудящегося-мигранта подписанного трудового договора.

Что касается граждан Республики Беларусь, то в соответствии со статьей 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства от 24 января 2006 года, они освобождаются от регистрации в течение 30 дней с даты въезда на территорию Российской Федерации независимо от цели въезда.

Примечание: В настоящее время ФМС России участвует в подготовке проекта Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации. Указанный проект Соглашения предусматривает освобождение граждан государства одной стороны, временно пребывающих на территории государства другой Стороны, от регистрации (постановки на миграционный учет по месту пребывания) в компетентных органах принимающего государства в течение 30 дней с даты въезда.

Вопрос:

В течение какого времени гражданин Казахстана (Белоруссии) имеет право (должен) заключить соответствующий договор на работу?

Ответ:

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Поэтому, гражданин Республики Казахстан обязан заключить договор в указанный период времени. До заключения им трудового договора миграционный учет граждан Республики Казахстан осуществляется в сроки, установленные статьей 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», т.е. по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Если гражданин Республики Казахстан не сможет заключить договор в течение девяносто суток, он обязан выехать с территории Российской Федерации.

Вопрос:

На какой срок продлевается срок пребывания трудящегося-мигранта в случае заключения бессрочного трудового договора?

Ответ:

При заключении трудового договора с гражданами Республики Беларусь и Республики Казахстан необходимо руководствоваться Трудовым кодексом Российской Федерации и Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года (с изменениями от 25 ноября 2005 года), участниками которого они являются.

В Российской Федерации указанное Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 47-ФЗ и вступило в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1995 года («Бюллетень международных договоров», №2, 1997).

Статьей 6 указанного Соглашения определено, что в трудовом договоре (контракте) должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительность рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроки действия трудового договора, условиях его расторжения, порядке покрытия транспортных расходов.

Вопрос:

Распространяется ли действие Соглашения на граждан Казахстана, имеющих РВП?

Ответ:

В статье 1 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года указано, что трудящийся-мигрант это лицо, являющееся гражданином государства одной из сторон (подписавших соглашение), законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства другой стороны, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает, т.е. не имеет вид на жительство.

Поэтому, если гражданин Республики Казахстан имеет разрешение на временное проживание в Российской Федерации и цель въезда указана – работа, то на него также может распространяться действие указанного Соглашения.

Отдел по вопросам трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев

УФМС России по Оренбургской области, г. Оренбург, ул. Волгоградская ½, тел (3532) 36 80 22

УФМС России по Оренбургской области

 

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий