В Оренбуржье с рабочим визитом прибыл и.о. министра транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. В первой половине дня состоялась его встреча с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом, после чего прошло совещание по развитию транспортной инфраструктуры Оренбургской области.
В своем вступительном слове Игорь Левитин обозначил ряд ключевых задач по развитию транспортной системы, в том числе по строительству международной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», часть которой пройдет по территории области, а также расширению сети автомобильных дорог с твердым покрытием. Глава министерства обратил внимание на необходимость создания логистических центров в связи с перспективами увеличения грузопотока на территории региона. Также Игорь Левитин остановился на перспективах развития региональной авиации в связи с передачей международного аэропорта «Оренбург» им.Ю.А.Гагарина в собственность Оренбургской области. По его словам, федеральный центр готов поддерживать развитие малой авиации в рамках соответствующей целевой программы.
Губернатор Юрий Берг поблагодарил главу министерства транспорта за внимательное отношение к проблемам Оренбургской области и отметил, что вопрос передачи аэропортового комплекса в собственность области был решен положительно именно благодаря поддержке и деятельному участию Игоря Левитина. Кроме того, в последние годы активизировалось сотрудничество региона с федеральным министерством в сфере строительства и содержания автомобильных дорог, что позволило значительно увеличить финансирование отрасли.
Выступая на совещании, министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Сергей Домников отметил, что автомобильные дороги являются важнейшим элементом транспортной системы практически любого субъекта Российской Федерации. Дорожная отрасль остается одним из приоритетных направлений развития экономики нашей области. Оренбургская область по протяженности дорог занимает четвертое место в Приволжском федеральном округе и седьмое по России. Протяженность дорог в области более 13,5 тысяч километров, из них:
- федеральные дороги –822 километрана 100% имеют асфальтобетонное покрытие;
- региональные дороги –12 746 километров, из которых 41% имеют асфальтобетонное покрытие, 56% - гравийное и 3% - грунтовое.
Министр областного Правительства, касаясь действующей сети федеральных дорог, отметил, что наше сотрудничество с Федеральным дорожным агентством развивается динамично. Ежегодно наблюдается увеличение финансирования по всем направлениям: содержание автодорог и мостов, реконструкция и строительство, капитальный ремонт. Если в 2011 году область получила из федерального бюджета 460 млн.рублей, то благодаря тесному сотрудничеству и плодотворной работе с руководителем ФДА мы на 2012 год имеем увеличение финансирования на сумму около 600 млн.рублей, тем самым впервые преодолена планка в 1 млрд.рублей на федеральные дороги Оренбургской области.
В отношении расходов на региональные дороги в прошлом году было освоено 2,8 млрд.рублей, в 2012 году благодаря тому, что начал работать дорожный фонд, планируется направить уже около 6 млрд.рублей на указанные цели.
По мнению Сергея Домникова всем известно, что с большой долей вероятности в 2013 году и Китай, и Казахстан закончат работы по строительству и реконструкции своей части международного транспортного маршрута, тем самым Оренбургская область станет реальными воротами, за которыми начинается российская часть маршрута.
Он подчеркнул, что вопросы прохождения платного коридора через Оренбургскую область с выходом на Башкирию и Татарстан не сразу решает задачу, которую необходимо решить уже в следующем году, а именно- обеспечить нормальный транзит грузопотоков из Китая и Казахстана в Европу и обратно.
- Мы понимаем, что до ввода в эксплуатацию платной новой дороги указанный транзит возможен только по существующей автомобильной дороге: пункт пропуска Сагарчинский – Акбулак – Соль-Илецк – Оренбург и далее по федеральной трассе Оренбург – Казань. Однако существующее состояние дороги не позволит обеспечить надлежащий пропуск возросшего грузопотока. В связи с чем Правительством Оренбургской области неоднократно ставился вопрос перед Президентом, Правительством РФ о необходимости передачи указанной дороги от границы Казахстана до г.Оренбурга в федеральную собственность и доведения её до соответствующей категории. Мы находили понимание на всех уровнях, но на сегодняшний день вопрос остается нерешенным, - сказал министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Отдельно Сергей Домников озвучил еще один вопрос. Маршрут Самара – Оренбург – Челябинск проходит по региональной дороге Оренбург – Орск – Шильда – граница Челябинской области и вместе с федеральной дорогой. Подъезд к г. Оренбургу от автодороги М-5 «Урал» образует важнейший транспортный коридор, обеспечивающий выход из центра России и Среднего Поволжья в Зауралье и далее в Сибирь и Дальний Восток. Стратегическое значение этого маршрута заключается в том, что он является альтернативой по отношению к магистрали Самара – Уфа – Челябинск на случай чрезвычайных обстоятельств
Документы по передаче вышеназванных автомобильных дорог в федеральную собственность были представлены Правительством Оренбургской области в Федеральное дорожное агентство еще в 2009 году. По нашим данным Правительство Челябинской области тоже работает в этом направлении.
Обращаясь к Игорю Левитину, Сергей Домников попросил оказать содействие в положительном решении означенного вопроса. Игорь Евгеньевич, задавая вопросы своим коллегам по минтрансу, подтвердил, участок автомобильной дороги от пункта пропуска Сагарчинский – Акбулак – Соль-Илецк – до Оренбурга по всем своим нормативным характеристикам имеет федеральное значение и вопрос передачи ее в федеральную собственность необходимо решать. Тем более, что до ввода в эксплуатацию транспортного коридора именно эта дорога примет на себя основной грузопоток, который, судя по готовности трассы со стороны Китая и Казахстана, кратно возрастет уже в ближайший год.
Одним из основных вопросов совещания стало обсуждение проекта автомобильного коридора «Китай – Западная Европа» в пределах Оренбургской области.
В своем сообщении председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах подчеркнул, что здесь есть особое понимание порядка реализации. Делаются последовательно все шаги в соответствии с достигнутой договоренностью. Совместная рабочая группа Оренбургской области и Госкомпании прорабатывает финансово-экономическое обоснование коридора, подготовлены материалы для выполнения работ по разработке документации по планировке территории, как основа для закрепления полосы отвода.
Реализовываться проект должен с использованием инструмента государственно-частного партнерства. Сергей Кельбах подчеркнул, что целесообразно использовать именно этот инструмент. Нужна кропотливая работа с потенциальными инвесторами.
Порядка двух лет потребуется на разработку проекта, решение земельных вопросов, проведение конкурсных процедур. По словам Сергея Кельбаха, строительство коридора по Оренбургской области начнется в 2014 году.
Он также проинформировал, что уже в начале июня (5-7 июня) в Шанхае состоится road-show (первый уже состоялся в Париже), который теперь будет ориентирован на презентацию юго-восточного рынка. Гендиректор «Атодора» отметил, что в нем должны принять участие коллеги из Оренбургской области.
- Там надо работать одной командой, так как одновременно там и Оренбургский и Башкирский участок, двумя этапами будем показывать. Башкирский участок не так интересен, если не будет запущен оренбургский, - подчеркнул Сергей Кельбах. – Передача в федеральную собственность участка дороги Оренбург – Сагарчинский необходимо. Это будет альтернативная дорога, которая нужна в любом случае. Но сегодня она станет сигналом для зарубежных партнеров, которым важно знать, как и по каким дорогам будет двигаться транспорт до запуска МТК. Особенно это очень важно для юго-восточных партнеров.
Губернатор Юрий Берг отметил, что Оренбургская область образует интересную транспортную развязку. Сегодня, когда сняли таможенные посты, количество транспорта резко увеличилось, и выход на Урал из республик средней Азии и Казахстана сам по себе увеличился. Получается два параллельных потока: через Оренбург на Башкирию и Татарстан и второй более восточный – из Актюбинска на Орск и далее на промышленный Урал.
Близ Оренбурга также планируется создание логистического комплекса, который мог быть первой перевалочной базой для китайских грузопотоков. Он должен стать еще одним важным инвестиционным проектом на территории Оренбургской области, но право на его размещение нашему региону еще предстоит отстаивать. Ведь в этом случае привлекательность южного участка Оренбургской трассы будет значительно выше. В Оренбурге встретятся дорога Западная Европа – Западный Китай и широтная трасса, ведущая из Самары на большой Урал.
Итогом совещания стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» и Правительством Оренбургской области.
Предметом Соглашения стало осуществление сотрудничества сторон по строительству новой автомобильной дороги «граница с Республикой Башкортостан, населённый пункт Кумертау до Международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Сагарчинский» в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» по территории Оренбургской области протяженностью свыше 180 км с последующей эксплуатацией её на платной основе.
И.о. министра транспорта РФ Игорь Левитин за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу в дорожной отрасли отметил лучших работников Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Оренбургремдорстрой»:
Нагрудным знаком «Почетная дорожник России» отмечен:
Хусид Дмитрий Леонидович - генеральный директор ГУП «Оренбургремдорстрой»
Благодарностью Министра транспорта Российской Федерации отмечены:
Глухова Галина Николаевна - приёмщик материалов, полуфабрикатов и готовых изделий Переволоцкого дорожного управления ГУП «Оренбургремдорстрой»;
Ершов Юрий Андреевич - машинист бульдозера Беляевского дорожного управления ГУП «Оренбургремдорстрой»;
Круцкина Елена Михайловна - начальник производственно-технического отдела Оренбургского дорожного управления ГУП «Оренбургремдорстрой»;
Леонтьева Тамара Ивановна - бухгалтер Объединенной первичной профсоюзной организации ГУП «Оренбургремдорстрой»;
Потехин Сергей Васильевич - водитель автомобиля Оренбургского дорожного управления ГУП «Оренбургремдорстрой»;
Храмшина Марина Валентиновна - инженер по организации труда Переволоцкого дорожного управления ГУП «Оренбургремдорстрой».
Во второй половине дня Игорь Левитин посетил Оренбургский техникум железнодорожного транспорта Оренбургского института путей сообщения - филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» и строительную площадку Центра настольного тенниса в г.Оренбурге.
Далее и.о. министра вместе с губернатором области посетят решающий матч финала Кубка Лиги европейских чемпионов по настольному теннису между сильнейшими клубами Старого Света: оренбургским «Факелом Газпрома» и УГМК из города Верхняя Пышма Свердловской области.