Совещание провел вице-губернатор – заместитель председателя Правительства – руководитель аппарата Губернатора и Правительства области Дмитрий Кулагин. В своем выступлении он остановился на основных направлениях деятельности муниципалитетов и вопросах правового регулирования местного самоуправления. Местное самоуправление Оренбуржья – это 607 муниципальных образований (9 городских округов, 35 муниципальных районов, 4 городских и 559 сельских поселений). Структура органов местного самоуправления представлена главой муниципального образования, представительным органом, местной администрацией, контрольно-счетным органом.
Дмитрий Кулагин напомнил, что за период с 1 октября 2011 года в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения шестью федеральными законами. Существенно изменилось понятие выборного должностного лица местного самоуправления, под которым теперь понимается не только должностное лицо, избираемое на муниципальных выборах, но и избираемое представительным органом муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Введено понятие лица, замещающего муниципальную должность.
В Федеральный закон введено понятие благоустройства территории поселения (городского округа). Продолжается тенденция на расширение вопросов местного значения. Так, в перечень вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов включен вопрос по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования. Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения дополнен полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения. Существенным изменениям подвергся институт схода граждан. Изменился порядок подписания правовых актов представительного органа.
Говоря об уставах муниципальных образований, вице-губернатор обратил особое внимание на необходимость внимательного отношения к содержанию их текстов, наиболее полному регулированию всех необходимых вопросов. В качестве примера часто встречающихся пробелов он привел следующий – в значительном количестве уставов муниципалитетов отсутствуют положения, определяющие порядок исполнения полномочий главы муниципального образования в случае его временного отсутствия или досрочного прекращения полномочий. Таким образом, в случае отсутствия главы муниципального образования или невозможности исполнять свои полномочия, деятельность органов местного самоуправления может оказаться парализованной (например, в связи с невозможностью главы муниципалитета подписать принятые Советом депутатов решения).
Дмитрий Кулагин в своем выступлении большое место отвел развитию политической системы государства. Преобразования политической системы затрагивают не только федеральный уровень политической жизни, но и региональный, и муниципальный уровни. Существенные преобразования будут происходить именно на уровне регионов. Преобразования политической системы на уровне регионов должны усилить влияние гражданского общества на власть.
Важными задачами по реформированию политической системы являются переход к многопартийной состязательной системе и выборность глав субъектов Российской Федерации.
В рамках дальнейшей демократизации страны представлен проект «Открытое правительство». Сегодня в структуре Правительства Российской Федерации появилась новая должность – министр по связям с «Открытым правительством» Михаил Абызов.
- «Открытое правительство» должно стать площадкой для оперативного взаимодействия министров с представителями партий, муниципальных органов власти и институтов гражданского общества, - подчеркнул руководитель аппарата. - Предполагается переход от практики простого комментирования, к активному вовлечению граждан к разработке проектов нормативных документов в форме прямой работы над текстом законопроекта.
По мнению Дмитрия Кулагина, в области следует выстраивать систему вовлечения общественных организаций, жителей в обсуждение приоритетных направлений работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
- Должна быть сформирована эффективная система связи между населением и властью, - сказал вице-губернатор.
Еще одно стратегическое направление в деятельности федеральной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области – работа по противодействию коррупции и осуществлению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области. Здесь важно не только принятие нормативных правовых актов, но и практическая реализация мероприятий по противодействию коррупции.
Речь на заседании также шла и о кадровой политике, формировании кадрового резерва.
В своем выступлении вице-губернатор затронул еще одну очень важную тему – возможную реформу муниципальных образований. Говоря о состоянии местного самоуправления в области, он остановился на проблеме территориальной организации местного самоуправления.
Сегодня в области: 96 сельсоветов с численностью населения до 500 человек; 160 сельсоветов – от 500 до 800 человек; 78 сельсоветов – от 800 до 1000 человек; 152 сельских поселения – от 1000 до 2000 человек; 27 поселений – от 2000 до 3000 человек; свыше 3000 человек проживают в 20 сельсоветах.
В 26 сельских поселениях административными центрами являются административные центры районов. Населения в этих поселениях от 4 тыс. человек и выше. Из 35 муниципальных районов наибольшее количество малочисленных сельских поселений (до 500 человек) в Красногвардейском, Матвеевском, Октябрьском, Пономаревском, Северном, Шарлыкском районах. В ряде сельских поселений численность жителей составляет менее 300.
Большая проблема – вопрос финансового обеспечения муниципалитетов. Здесь позиция и Губернатора и Правительства одна – изыскивать разные возможности для увеличения финансирования. Еще один вопрос - это доступность большинства услуг для населения.
Вице-губернатор, говоря об оптимизации территорий и, как следствие, органов местного самоуправления, разделил их на три блока:
1.Территории, в границах которых действует одноименный городской округ и муниципальный район (г.Сорочинск – Сорочинский район, г. Гай – Гайский район);
2.Территории, в границах которых действуют одноименные городские поселения и районы (г.Абдулино – Адулинский район; г. Соль-Илецк – Соль-Илецкий район, г. Кувандык – Кувандыкский район, г. Ясный – Ясненский район);
3.Территории, в границах которых действуют сельские поселения.
Дмитрий Кулагин обратился к присутствующим с просьбой представить свои предложения видения реформирования системы местного самоуправления. Где-то для решения вопроса достаточно схода граждан, где-то проведение Советов депутатов, а где-то необходимо провести референдум.
- Необходимость реформы назрела, об этом говорит и Губернатор области, но везде должен быть здравый смысл. Надо, чтобы при этом не пострадали жители, надо не забывать, что все это делается во благо людей, - подчеркнул вице-губернатор.
На совещании также были рассмотрены вопросы организации системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках выполнения ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного взаимодействия; внедрения системы электронного документооборота в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления; организации защиты персональных данных в рамках исполнения ФЗ «О персональных данных» и другие.