В работе коллегии, которая состоялась сегодня в Институте усовершенствования учителей, приняли участие губернатор Юрий Берг, вице-губернатор - заместитель председатель Правительства области по социальной политике Павел Самсонов, председатель комитета по образованию, науке, культуре и спорту Законодательного Собрания области Геннадий Аверьянов, председатель Оренбургской областной общественной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Алексей Гутарев, главы ряда муниципальных образований, начальники отделов образования районов области, ректоры оренбургских вузов. На прямой видеосвязи за работой коллегии следили директора и педагоги малокомплектных школ из 13-ти территорий.
Одним из главных вопросов повестки дня коллегии стал вопрос об обеспечении качественного общего образования в малокомплектных школах на примере Грачевского, Новосергиевского и Пономаревского районов. Эта проблема является достаточно актуальной для Оренбуржья, где 42 процента общеобразовательных учреждений (430 школ, 59 филиалов) являются малокомплектными.
С докладом выступил начальник управления контроля и надзора, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений министерства образования области Владимир Тарасенко. Он отметил, что в районах с большим количеством малокомплектных школ по ряду предметов наблюдаются низкие показатели результатов Единого государственного экзамена. Наряду с итогами проведенной комплексной проверки сельских школ, министерством сделаны выводы о низком уровне подготовки учеников (все 72 школы группы риска - малокомплектные). Основными причинами названы недостаточный уровень квалификации учителей, не соответствующий лицензионным требованиям, высокий процент так называемых «условных» специалистов, т.е. учителей, не имеющих специального педагогического образования. Только 80 процентов школ сегодня полностью оснащены современным оборудованием и готовы обеспечивать выполнение государственных образовательных стандартов 2 уровня. В то же время, на финансирование малокомплектных школ выделяются значительные средства, в ряде территорий - до 50 процентов бюджета на образование. Среди мер, принимаемых министерством образования и муниципалитетами - улучшение кадрового обеспечения школ при содействии областных и федеральных социальных программ, усиление контроля за образовательной деятельностью, оптимизация количества учреждений общего образования.
С докладами о состоянии образовательного процесса в своих территориях выступили Наталья Стародубцева – начальник отдела образования Новосергиевского района и Владимир Попов – начальник отдела образования Пономаревского района. Именно в этих, а также в Грачевском районе, проблема качества образования в малокомплектных школах на сегодняшний день является наиболее острой. Так, в Грачёвском районе насчитывается 12 малокомплектных школ (86% от общего числа общеобразовательных учреждений в районе), в которых обучается 730 (49%) детей. В Новосергиевском районе 19 (54%) малокомплектных школ, в них обучается 758 (19%) детей. Количество малокомплектных школ в Пономарёвском районе составляет 78% (14 ОУ) где обучается 479 школьников (33%). Численность обучающихся в отдельных школах и филиалах школ составляет от одного до пяти человек.
- Сельские школы с малой наполняемостью не готовы к внедрению современных образовательных стандартов, - сказала в своем выступлении Наталья Стародубцева. В условиях отдаленности сельских школ от крупных образовательных центров необходимо применять новые формы повышения квалификации педагогов - дистанционное обучение, взаимообмен специалистами, профессиональную переподготовку «условных» специалистов. Наталья Стародубцева также отметила, что проблему малокомплектных школ сложно решить лишь на уровне муниципалитета, это совместная задача всех уровней власти.
В обсуждении основного вопроса повестки дня приняли участие глава Новосергиевского района Сергей Балыкин, Ольга Озерова - заместитель министра образования, Татьяна Шамардина - председатель ассоциации лучших школ России, директор гимназии №4 г.Оренбурга, Валентина Тазекенова - директор Оренбургского Дома детства, другие члены коллегии.
Министр образования области Вячеслав Лабузов в своем выступлении подчеркнул, что контроль за качеством знаний школьников - прямая обязанность руководителей районных и городских отделов образования.
- Сегодня недостаточно просто сохранить малокомплектные школы, необходимо существенно повысить качество образования. В противном случае мы оставляем сельских детей без шансов на дальнейший жизненный рост и реализацию творческих способностей, - сказал министр.
Он заявил, что сформировавшиеся в малокомплектных школах условия являются сдерживающим фактором развития образования в Оренбургской области. В первую очередь речь идет о недостаточном материально-техническом и санитарно-гигиеническом обеспечении образовательного процесса, недостатке конкурентоспособной среды. Во многих малокомплектных школах не сформирована кабинетная система, отсутствуют спортивные залы, не оборудованы пищеблоки и школьные столовые, не подведены канализация и водопровод.
Одним из наиболее проблемных является вопрос укомплектованности данных образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами. Были отмечены факты, когда образовательный процесс в малокомплектных школах осуществляют бухгалтеры, зоотехники, инженеры, юристы, то есть учителя, не имеющие соответствующего профессионального образования. Следствием этого становится низкое качество подготовки выпускников.
Вячеслав Лабузов подчеркнул, что в соответствии с законом «Об образовании» все школьники области, независимо от места проживания, имеют право на доступное и качественное образование, и образовательные учреждения, органы управления образованием обязаны его обеспечить.
Он обозначил основные меры по улучшению ситуации в сельском образовании, среди которых главное - повышение квалификации специалистов, работающих с детьми.
Губернатор Юрий Берг в своем выступлении напомнил собравшимся, что по его поручению, судьба каждой малокомплектной школы рассматривается отдельно с учетом мнения жителей сел и руководителей муниципальных образований. Безусловно, необходимо беречь сельские школы, но немало примеров, когда огромные средства тратятся вхолостую. Например, в селе Титовка Шарлыкского района учатся всего 7 учеников, тогда как школа рассчитана на 230 человек. Даже самый благополучный бюджет не сможет справиться с такой нагрузкой. Однако, при решении вопроса оптимизации сети учебных заведений, каждый случай необходимо рассматривать отдельно, учитывая, что школа является социокультурным центром села.
Губернатор заявил, что ответственность за качество знаний школьников ложится на педагогов, особенно это касается малокомплектных школ, где в классах учатся зачастую по 2-3 человека.
- Необходимо добросовестно выполнять свои обязанности и совершенствовать работу - это ваша прямая обязанность, - сказал Юрий Берг. Он подчеркнул, что органы власти области никогда не оставляли учителей наедине со своими проблемами, а финансирование отрасли остается одним из приоритетов регионального Правительства. Губернатор сообщил, что сейчас прорабатывается вопрос об очередном повышении заработной платы учителям с 1 сентября 2012 года. Это позволит в рамках выполнения поручения Владимира Путина поэтапно довести зарплату учителей до средней заработной платы по экономике региона.
По решению коллегии министерству образования, органам, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо обратить особое внимание на организацию предоставления общедоступного и качественного образования в малокомплектных школах области, обеспечить контроль за качеством подготовки выпускников в данных образовательных учреждениях.
Руководителям органов управления образованием рекомендовано предпринять необходимые меры по формированию современной инфраструктуры в целях повышения качества образовательных услуг, создания благоприятных и безопасных образовательных условий в малокомплектных школах, обеспечить развитие кадрового потенциала региональной системы образования на основе модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников, реализации организационных и экономических механизмов привлечения квалифицированных педагогических работников к работе в условиях малокомплектных школ.