Комиссия Федеральной антимонопольной службы защитила интересы большинства клиентов Почты России, признав, что плата за дополнительные услуги, оказываемые в почтовых отделениях при отправке почтовых сообщений не должна включаться в регулируемый государством тариф. В тоже время почтовый оператор имеет право взимать плату за оказание таких услуг.
Дело о нарушении ФГУП «Почта России» антимонопольного законодательства ФАС России возбудила по жалобам ряда потребителей, которые выражали недовольство тем, что при приеме почтовых отправлений: ценных писем/бандеролей, в т.ч. «отправлений 1-го класса», предприятие установило и взимает плату с потребителей за предоставление ряда дополнительных услуг, в том числе за сверку вложения почтового отправления с перечнем предметов, указанных в описи вложения (для внутренних почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложений). Претензии обосновывались тем, что тарифы на услуги общедоступной почтовой связи устанавливаются государством, следовательно, Почта не может брать плату за дополнительные услуги, а стоимость всех дополнительных услуг должна быть учтена в тарифе, установленном государством.
Однако в ходе рассмотрения дела Федеральная служба по тарифам России подтвердила, что в соответствии с Положением о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам затраты на услугу по проверке описи вложения учитываются отдельно и не включены в затраты на пересылку внутренней письменной корреспонденции. Следовательно, стоимость данной услуги не включена в регулируемый государством тариф.
ФАС России также учла, что при отправке почтового отправления потребители могут воспользоваться разными дополнительными услугами, предлагаемыми к обычной услуге по пересылке: например, уведомлением о вручении, наложенными платежом, описью вложения. То есть такие сервисы являются выбором самого потребителя. В случае, если затраты на дополнительные услуги будут включаться в тариф на пересылку внутренней письменной корреспонденции, потребители, отправляющие почтовые отправления обычным порядком (без описи вложения), будут поставлены в дискриминационное положение, так как окажутся вынуждены оплачивать услугу им не оказанную.
На этом основании Комиссия ФАС России приняла решение о прекращении дела в соответствии с п.2 ч.1 ст.48 закона «О защите конкуренции» (отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии)).