11 апреля 2012 года Бугурусланским районным судом рассмотрено гражданское дело по иску прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры в интересах И. к администрации МО «Бугурусланский район» Оренбургской области о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение.
В обоснование иска истец указал, что И. с 1985 года по настоящее работает в медицинском учреждении врачом и проживет в сельской местности.
Как специалист, работающий и проживающий в сельской местности, в силу ст. 59 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 года) И. пользовался бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
После 01 марта 2005 года льготы у И. были сохранены, но выплаты денежной компенсации в возмещение расходов по оплате за наём жилого помещения, отопление и освещение, производились в размере, установленным органом местного самоуправления.
Истец считал, что И., как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, не может быть лишён права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, которым он пользовался до 01 января 2005 года, на основании ч. 1 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Прокурор просил суд взыскать с администрации в пользу И. расходы по оплате за отопление и освещение жилья с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд указал следующее.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
В последующем законодателем был осуществлён пересмотр вышеуказанных социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года, и решение вопросов социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения было передано органам местного самоуправления.
Частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным законом нормах, закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, им предусмотренных.
Суд счёл, что отсутствие у органов местного самоуправления денежных средств на предоставление компенсации за наём жилого помещения, оплате за освещение и отопление, не является основанием для освобождения от обязанности по возмещению И. затраченных денежных средств.
Изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип доверия граждан к закону и действиям государства. Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий и существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Судья М.В. Рябчикова