175 лет назад состоялось торжественное открытие первой российской железной дороги массового пользования. 30 октября (по старому стилю) 1837 года состоялось торжественное открытие первой российской железной дороги массового пользования. Петербург и Царское Село были соединены однопутной железнодорожной колеей, по которой пошли поезда.
Указ императора Сенату об утверждении "Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска", положивший начало строительству, был опубликован 16 апреля 1836 года (по старому стилю).
1 мая 1836 года началось строительство железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. К 30 сентября рельсы уложили на расстояние 22 верст от Павловска. 10 сентября заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. В конце сентября провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села.
3 ноября 1836 года состоялась первая обкатка паровоза. Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была сборка и проверка (первый паровоз был изготовлен в Ньюкастле на заводе Т. Гакворта).
1 августа 1837 года началось строительство станции с вокзалом в Санкт-Петербурге.
1 октября было завершено строительство станций в Санкт-Петербурге и Павловске, где также надо было построить поворотный круг. Связанную с платформой крытой галереей гостиницу с большим залом, где стояли столы для желающих пообедать и где для них звучали музыка и пение, стали называть Павловским воксалом, а позже вокзалом. Первый Павловский вокзал был построен по проекту известного в то время архитектора Штакеншнейдера, ученика Монферрана.
Строительство железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска дало толчок развитию железных дорог, экономики и всего жизненного уклада России. Общая протяженность линии составила 25 с половиной верст (около 27 км). На Царскосельской железной дороге были предусмотрены 4 раздельных пункта – станции в Санкт-Петербурге, Шушарах (Московское шоссе), Царском Селе и Павловске.