В прокуратуре области состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры и Счетной палаты Оренбургской области по вопросам законности использования бюджетных средств, предусмотренных областными и муниципальными программами модернизации ЖКХ, а также средств, полученных от граждан организациями коммунального комплекса.
В совещании приняли участие Главный федеральный инспектор по Оренбургской области Сергей Гаврилин, первый вице-губернатор – первый заместитель председателя Правительства области Сергей Балыкин, руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области Александр Родионов, начальник УМВД России по Оренбургской области Ефрем Романов, министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Сергей Домников, уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов, председатель Общественной палаты Оренбургской области Александр Костенюк.
Участники заседания обсудили результаты проведенной прокуратурой области анализа состояния законности выделения, освоения и использования бюджетных средств в жилищно-коммунальной сфере.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства, допускаемых органами государственной власти и местного самоуправления, управляющими организациями, ТСЖ и подрядчиками при расходовании выделяемых в значительных объемах бюджетных средств, направляемых государством на модернизацию данной отрасли. Повсеместно вскрываются нарушения порядка их расходования, некачественное выполнение работ и завышение их объемов, использование финансовой поддержки государства не по целевому назначению.
В целях устранения выявляемых нарушений и предотвращения подобных злоупотреблений впредь прокуроры принимают меры, направленные на защиту прав граждан-потребителей коммунальных услуг и пресечения фактов хищения бюджетных средств, направленных на модернизацию ЖКХ. Тем не менее, некоторые ключевые вопросы остаются нерешенными.
Средний уровень износа жилищного фонда Оренбургской области составляет более 30%, коммунальной инфраструктуры - более 50%. Протяженность ветхих сетей составляет около 3 тыс. метров. В области около 14 млн. кв. метров жилья требуют капитального ремонта, в переселении нуждаются более 10 тыс. граждан. При этом задолженность за потребленные коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями продолжает расти.
Сложившаяся ситуация объясняется как объективными причинами – отсутствием достаточного финансирования, так и субъективными – неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц органов власти и организаций коммунального комплекса, включая обслуживающие организации.
В частности, серьезные претензии со стороны прокурора области и других участников совещания высказаны в адрес министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области. Как показывают прокурорские проверки, данное министерство фактически устранилось от контроля за расходованием выделяемых на сферу ЖКХ средств. В итоге наблюдается невыполнение мероприятий в рамках принятых в области целевых программ, затягивание сроков строительства объектов коммунального хозяйства, некачественное выполнение подрядных работ, нецелевое расходование бюджетных денег.
К примеру, в области сложилась негативная практика включения объектов в перечень строек без проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации. Имеют место случаи невыполнения муниципалитетами обязательств по софинансированию строительства объектов муниципальной собственности. В 2011-2012 годах более 15 муниципальных образований (Оренбург, Бугуруслан, Бузулук, Абдулинский, Переволоцкий, Саракташский и др.) не выполнили взятых на себя обязательств. По состоянию на начало 2013 года их сумма достигла свыше 6 млрд. рублей. При этом министерство строительства мер, направленных на приостановление выделения таким территориям областных средств, необоснованно не принимает.
Особое внимание уделено проблеме бесхозности коммунальных сетей в муниципальных образованиях. Прокуроры вынуждены в судебном порядке понуждать органы местного самоуправления принимать оборудование на свой баланс и организовывать его надлежащее обслуживание. При отсутствии инициативы о стороны профильного министерства самостоятельно эту работу муниципалитеты не проводят.
По фактам незаконного использования средств в сфере ЖКХ правоохранительными органами в 2013 году возбуждено 10 уголовных дел, Причиненный преступными действиями ущерб составил около 1,5 млн. руб., благодаря принятым мерам половина из них возращена. Одно дело направлено в суд, по остальным проводится предварительное расследование.
По итогам обсуждения коллегиями принято решение рекомендовать министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области наладить надлежащий ведомственный контроль за расходованием денежных средств, направляемых на финансирование системы ЖКХ. Итоги этой работы и произошедшие изменения обсудить во втором полугодии 2013 года.