Сегодня область работает над выполнением комплексного плана развития региона – «Стратегии прорыва-2015», одним из ключевых направлений которого является повышение эффективности и открытости власти. Важнейшей задачей в этом направлении остается работа по реформе муниципальных образований. В своем ежегодном докладе об итогах работы и приоритетах деятельности Правительства Оренбургской области губернатор Юрий Берг подчеркнул, что задача по объединению сверхсложная, затрагивает привычный уклад жизни людей, меняет конфигурацию власти на местах.
- Тем не менее, очевидно, что укрупнение территорий укрепит их экономические позиции, будет способствовать увеличению точек активного роста в экономике районов, развитию конкуренции между поселениями за ресурсы. В идеале границы муниципального образования и границы экономической деятельности населения должны совпадать, - сказал губернатор.
Еще в прошлом году аппарату Губернатора и Правительства области было поручено разработать и приступить к реформе муниципальных образований – укрупнению муниципалитетов, сокращению чиновников и повышению эффективности бюджетных расходов. Активная работа началась в июне 2012 года.
Преобразование муниципальных образований в области осуществляется по трем направлениям.
Первое – объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ других муниципальных образований.
Второе – объединение городского округа и одноименного района в единый городской округ (Гай и Гайский район, Сорочинск и Сорочинский район).
Третье – наделение городских поселений статусом городских округов с одновременным включением в их состав сельских поселений (Абдулино и Абдулинский район, Соль-Илецк и Соль-Илецкий район, Кувандык и Кувандыкский район, Ясный и Ясненский район).
По первому направлению на сегодняшний день завершены мероприятия по объединению 49 поселений в 24 муниципалитета. Уже в октябре в новых образованиях пройдут выборы, до 1 января 2014 года будут приняты уставы и бюджеты. Правительство области выполняет договоренности: во время переходного периода объемы финансирования муниципалитетов сохранятся. На этом особенно настаивали люди в ходе публичных слушаний.
В городские округа объединяются Сорочинский район с городом Сорочинском и Гайский район с Гаем.
В настоящий момент в городе Сорочинске проведены публичные слушания, принято решение городского совета о поддержании инициативы Правительства области о преобразовании. Публичные слушания прошли во всех поселениях района, и везде население высказалось «за» преобразование.
В Гайском районе все 8 сельских поселений провели советы депутатов по поддержанию инициативы Правительства области, прошли публичные слушания. Представительные органы муниципальных образований приняли решение о преобразовании. Гайским городским советом принято решение о поддержании инициативы Правительства области о преобразовании, принято решение о назначении публичных слушаний.
Третье направление – наделение городских поселений статусом городских округов с одновременным включением в состав округов сельских поселений (Абдулино и Абдулинский район, Соль-Илецк и Соль-Илецкий район, Кувандык и Кувандыкский район, Ясный и Ясненский район). Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа осуществляется с согласия населения городского поселения и муниципального района. При этом данное направление более длительное по времени, так как требует проведения референдума. Как представляется, инициативу для объединения должны проявить сами муниципальные образования.
Реформа муниципальных образований в области должна быть завершена в 2015 году.
Для справки:
В Оренбургской области формирование территориальной основы местного самоуправления прошло несколько этапов. Так, до 2000 года действовали 579 муниципальных образований, сформированных по поселенческому принципу. К 2000 году муниципальные образования были созданы по территориальному принципу – на уровне городов и районов.
Сегодня в регионе действуют 607 муниципалитетов. Муниципальные образования были сформированы на основе административно-территориального устройства с соблюдением географических (пешеходная, транспортная доступность, текущие и перспективные границы населенных пунктов), а не экономических (наличие финансов и имущества) или организационных (работоспособность системы управления – прежде всего дееспособность органов местного самоуправления) факторов.