5 сентября в рамках Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» в ОГУ прошла встреча-лекция Н.И. Баганина, первого заместителя министра финансов Оренбургской области, со студентами, аспирантами и преподавателями финансово-экономического факультета.
Тема лекции – «Основные этапы проводимой в России бюджетной реформы». Начало этой реформы положено в 1998 году при переходе к новой методике выравнивания межбюджетных отношений. В 2001 году разработана программа развития бюджетного федерализма, в рамках которой определены финансовые основы новой системы местного самоуправления. Следующий этап – Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Согласно этому документу, появилось понятие «бюджет, ориентированный на результат». В 2007-м в Бюджетный кодекс РФ вновь были внесены изменения, главная новация – трехлетний бюджет. Последний этап – разработка программы повышения бюджетных расходов на период до 2013 года.
Н.И. Баганин остановился на проведении бюджетной реформы в Оренбургской области, в частности, он рассказал о программе реформирования региональных финансов, принятой в 2008 году. Замминистра отметил, что качество управления финансами в Оренбуржье находится на высоком уровне. Это подтверждает мониторинг, определяющий способность региональных властей управлять финансами. По его итогам несколько лет назад Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов России присвоил нашей области первую степень качества.
Говоря о финансовой грамотности студентов, Н.И. Баганин подчеркнул высокий уровень подготовки выпускников ОГУ, которые работают в Министерстве финансов области. Кроме того, он обратил внимание собравшихся на то, что у студентов, которые проходят практику в данном ведомстве, есть шанс в будущем стать его сотрудниками. Для этого нужно быть инициативными, выдвигать собственные идеи и, конечно, разбираться в финансовой политике страны.
– Финансовая грамотность необходима, ведь все мы являемся плательщиками, а значит, вправе знать, на что расходуются бюджетные средства. У каждого должна быть личная заинтересованность в этом вопросе. К примеру, очень важно разбираться в финансовых механизмах, чтобы не быть обманутым отдельными кредитными учреждениями. Существует распространенная практика, когда они предоставляют кредиты, а в конце договора мелким шрифтом пишут дополнительные условия, которые потом становятся кабалой для и без того скромного студенческого бюджета, – сказал Н.И. Баганин.
В завершение лекции Н.И. Баганин ответил на вопросы преподавателей и студентов, поделился примерами из практики работы, проявил заинтересованность в реализации выдвинутых инициатив относительно расширения сотрудничества министерства с финансово-экономическим факультетом.