На Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013» оренбуржцев ждет плотная рабочая программа. Губернатор области Юрий Берг принял участие в деловом завтраке на тему «Мегапроекты: инвестиции или …? Где граница?», традиционно проводимом на Сочинском форуме «Сбербанком России». Участниками первого делового мероприятия форума стали представители федеральных органов исполнительной власти, главы субъектов РФ, представители крупнейшего российского бизнеса и экспертного сообщества. Собравшиеся постарались определить критерии мега-проекта, определить, что отличает его от обычных проектов и делает удачным.
Модератор дискуссии, Президент и председатель правления Сберегательного банка РФ Герман Греф, открывая мероприятие, сказал, что тема делового завтрака во многом продиктована местом проведения XII инвестиционного форума. Впервые он проходит в Олимпийском парке, где полгода спустя стартуют зимние Олимпийские игры. Это, безусловно, самый глобальный мегапроект в современной истории России. И тему для разговора глава самого крупного банка страны обозначил самую обсуждаемую с момента принятия решения о проведении олимпиады в Сочи – что же такое мега-проекты, каковы их критерии, что отличает их от обычных проектов и делает удачными. Участники делового завтрака спорили о том, что такое для страны и отдельных регионов мегапроекты - рывок в развитии или путь к большим долгам? И каково соотношение усилий региональных и федеральных властей в реализации этих проектов и каков баланс затрат и выгод для каждой из них? Что они дают для экономики? Стоит ли России делать ставку на мегапроекты?
Герман Греф попросил присутствующих определиться со своим мнением по этому вопросу с помощью интерактивного голосования. 27 процентов присутствующих оказались явными сторонниками амбициозных и затратных проектов. 29 процентов высказались за то, что к ним необходимо относиться взвешенно. Еще 11 процентов сказали, что эти инвестиции правильнее было бы перераспределить на развитие регионов и поддержку региональных инвестиционных проектов. Герман Греф предположил, что 11 процентов это, вероятно, присутствующие здесь губернаторы – на деловой завтрак были приглашены 44 руководителя регионов России.
Обостряя дискуссию, Герман Греф привел пример Испании, которая долго и много вкладывалась в большие амбициозные проекты, а сегодня испытывает общеизвестные трудности, обладая весьма объемным внешним долгом. Но самое главное, большинство испанских инфраструктурных проектов не работают и влекут убытки. Не правильнее ли было бы опираться на международный опыт при принятии решений по мегапроектам?
Этот лейтмотив в определенной степени поддержал министр экономики РФ Алексей Улюкаев, который заявил, что в основе таких решений должны лежать прагматические вещи.
- Я бы разделил: мега и проект, - сказал Алексей Валентинович. - И остановился на слове "проект", с осторожностью добавляя к нему "мега". Проекты нужны – позитивный эффект от их реализации в том, что они служат снятию инфраструктурных ограничений, формируя инфраструктуру на годы вперед, и служат мультипликатором, давая толчок развитию большинства отраслей, меняя жизнь. При этом необходимо учесть и риски – например, удорожание проекта. Но мегапроекты, как правило, имеют национальную значимость, позволяют нести дополнительные издержки. Кроме того, нужно понимать – какова будет экономика проекта на стадии эксплуатации в длительном жизненном цикле и не создаст ли проект дисбалансы – деньги направлены на мегапроект, а какие-то регионы останутся недофинансированными. И еще. Мегапроекты, если уж ими заниматься, должны быть значимы для нации. С их необходимостью должны быть согласны люди.
Затем Алексей Улюкаев предложил формировать проект с точки зрения инвесторов. Он считает, что нужен пул инвесторов, обладающих необходимыми компетенциями по отбору проектов и деньгами. Прямые вложения бюджетных средств не должны превышать 40%, еще часть могут составить аффилированные с бюджетом средства пенсионных накоплений и средства Фонда национального благосостояния. В качестве критериев оценки Алексей Валентинович назвал деловую, бюджетную и социальную эффективность, интерпретируя последнюю, как изменение образа жизни.
Министр финансов России Антон Силуанов высказался еще жестче. По его мнению, если такие решения принимаются, то нужно понимать всю меру ответственности, поскольку инвестирует в них бюджет, а значит все налогоплательщики страны, у которых существуют и другие приоритеты и потребности.
Тем не менее, в ходе дискуссии мнения звучали самые полярные. Многие говорили о том, что такие проекты, как сочинская олимпиада, Саммит АТЭС на Дальнем востоке, Универсиада в Казани или Чемпионат Мира по футболу нужны, как с точки зрения позиционирования страны, так и для развития крупных территорий. Такие инвестиции имеют не только экономическое, но и важное социальное, инфраструктурное значение. Но звучали и мнения скептиков, которые подчеркивали, что масштабное значение подобных проектов актуально в локальный период, а последующее содержание объектов инфраструктуры становится серьезной проблемой для регионального и федерального бюджетов. Участники дискуссии сошлись в одном - общество должно осознавать необходимость этих проектов, необходим общественный запрос на реализацию глобальных проектов с привлечением крупных инвестиций.
Затем началось пленарное заседание «Экономическое развитие и качество жизни: вызовы и перспективы», которое открылось выступлением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.