Глава Росводоканала (в структуру которого входит ООО «Оренбург Водоканал») Игорь Удовиченко принял участие в XII Инвестиционном форуме в Сочи. «Самый большой риск инвестора в сфере ЖКХ в России – отсутствие четких материальных и финансовых гарантий возврата средств», - сообщил Удовиченко в ходе выступления в рамках панельной дискуссии «Инвестиции в ЖКХ: путь открыт!».
«Анализируя принятые в течение последнего времени нормативные правовые акты, мы констатируем, что руководство страны предпринимает планомерные и весьма эффективные действия по модернизации коммунального хозяйства, - отметил Игорь Удовиченко. - Тем не менее, пока еще остается ряд проблем, препятствующих активному привлечению средств в отрасль ЖКХ. Дальнейшая совместная работа власти и бизнеса над повышением инвестиционной привлекательности сектора позволит снять ряд рисков инвесторов и существенно обновить инфраструктуру».
«Росводоканал» – один из крупнейших частных инвесторов в России, инвестирует как собственные, так и привлеченные средства в предприятия водоснабжения: общий объем финансирования в соответствии с инвестиционными программами достиг 23 млрд.руб.
В рамках действующего сотрудничества в Оренбурге в период с 2010 по 2014 годы объем инвестиций в имущественный комплекс водно-коммунального хозяйства составит более 1,4 млрд. руб.
Реконструкция Южно-Уральского водозабора (ЮВЗ) стала одним из крупнейших инвестиционных проектов. Конечным итогом строительства станет получение нового способа забора и очистки в соответствии с требованиями гигиенических норм и правил, а также обеспечение необходимой мощности для развивающейся инфраструктуры центральной и восточной частей города.
Как отметил Удовиченко, сегодняшние риски инвестора в ЖКХ – это отсутствие четких материальных и финансовых гарантий возврата средств, высокая стоимость заемного финансирования и ограничение форм ГЧП.
Введение долгосрочных тарифов – эффективный шаг. Но инструмент государственных и муниципальных гарантий, который мог бы снизить риски инвестора, на сегодняшний день крайне нестабилен и сложен. Кроме того, срок выдачи гарантии ограничен бюджетным законодательством, и не покрывает срока реализации проекта. Решение проблемы может быть найдено в предоставлении инвестору или финансирующей стороне комплексных гарантий со стороны РФ, субъекта и муниципалитета одновременно в рамках одного концессионного соглашения.
Упрощение порядка использования концессионных и арендных прав в качестве обеспечения по кредиту, а также «легализация» на федеральном уровне иных способов гарантирования кредиторам возврата заемных средств позволят снизить стоимость финансирования. Возможность льготного кредитования со стороны госбанков на уровне ставки рефинансирования также будут способствовать притоку инвестиций в отрасль.
«Еще один важный момент, с которым мы столкнулись в своей практике - банки сегодня, к сожалению, не рассматривают концессионное соглашение как ликвидный актив, и не готовы предоставлять под него финансирование, - отметил Удовиченко. - Необходимо расширить формы ГЧП в коммунальном секторе и не ограничиваться только концессией».