На очередном брифинге министр финансов области Татьяна Мошкова отметила, что проект областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов формируется в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. Поэтому на первый план выходит повышение эффективности расходов, то есть увеличение отдачи от использования государственных финансов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых услуг. При этом важнейшая задача бюджетной политики - улучшение условий жизни человека – остается неизменной. Поэтому при бюджетном планировании министерство финансов постаралось минимизировать риски несбалансированности бюджета области.
По ее словам, проведение ответственной бюджетной политики требует безусловного исполнения обязательств государства и выполнения задач, поставленных в майских Указах Президента РФ. - Бюджетные средства будут сконцентрированы на таких направлениях, как повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, адресное решение социальных проблем населения, повышение качества государственных и муниципальных услуг, инновационное и инвестиционное развитие области, поддержка местного самоуправления.
С следующего года выплаты денежного вознаграждения за классное руководство полностью будут осуществляться из бюджетов субъектов РФ. Кроме того на них возлагаются дополнительные полномочия по обеспечению госгарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, посредством предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов. Полномочия по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат.
С 2014 года у области возникают новые расходные обязательства, связанные с обеспечением беременных женщин, кормящих матерей специальными витаминно-минеральными комплексами и (или) сбалансированными питательными смесями по заключению врачей, а также финансовым обеспечением организации и осуществления деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Оренбургской области.
Важным новшеством в бюджетном процессе является обязательность перехода на трехлетнее бюджетное планирование. Сегодня в Оренбургской области только два муниципальных образования (г. Гай и Северный район) продолжают формировать бюджеты на один год, поэтому переход на трехлетний бюджет будет совершен без труда.
Основной новацией министр финансов области Татьяна Мошкова назвала переход к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти и к формированию программных бюджетов. Инструменты программно-целевого планирования – государственные программы РФ, государственных программ субъектов РФ и муниципальные программы. – Сегодня принято 10 государственных программ, объединивших 58,7% бюджетных расходов. Оставшаяся часть находится в доработке, - пояснила министр. – Впрочем, на 100% программным бюджет быть не может – есть расходы, которые не могут быть включены в госпрограммы – например, расходы на госуправление.
Меняются принципы и подходы к формированию ведомственной и функциональной структуры расходов бюджетов. Начиная со следующего года, помимо единых разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, вводятся единые для всех бюджетов группы, подгруппы, элементы видов расходов, а также перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления.
В целях мобилизации ресурсов на финансирование приоритетных направлений структура бюджетных расходов будет оптимизирована. Задачи, поставленные в майских Указах Президента РФ, будут решаться не за счет увеличения налоговой нагрузки, а за счет повышения эффективности бюджетных расходов и реорганизации неэффективных учреждений. Происходящие по мере прохождения «дорожных карт» изменения в отраслях социальной сферы повысят их эффективность и высвободят средства, которые в первоочередном порядке будут использоваться на финансовое обеспечение увеличения оплаты труда работникам бюджетной сферы.
- Будет ли бюджет 2014 бюджетом развития или бюджетом выживания? Ответ на этот вопрос дает подход к формированию бюджетных ассигнований на поддержку отраслей экономики, - подчеркнула Татьяна Мошкова. – Средства на эти цели закладываются в полном объеме. Бюджетная политика в сфере сельского хозяйства ориентирована на реализацию Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013–2020 годы», предусматривающей комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Государственная программа содержит экономические инструменты для стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сохранения и восстановления плодородия почв, развития мелиорации сельскохозяйственных земель, технической и технологической модернизации, инновационного развития агропромышленного комплекса, повышения эффективности регулирования внутреннего рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, повышение качества жизни сельского населения.
Для обеспечения устойчивого состояния лесных экосистем, охраны лесов от пожаров и соблюдения лесного законодательства на землях лесного фонда предусматриваются расходы на реализацию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Оренбургской области.
В ближайшие два года областной бюджет поддержит транспортную отрасль. Средства будут выделены на субсидирование пригородных железнодорожных пассажирских перевозок, перевозчиков местных и региональных авиалиний. Будут предоставлены межбюджетные трансферты на осуществление автомобильных пригородных пассажирских перевозок и «дачных» автобусов.
Господдержку получат предприятия машиностроительного комплекса, осуществляющие социально значимые инвестиционные проекты в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Заложены расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства в направлениях развития региональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, субсидирования расходов по лизингу оборудования, развития системы гарантийного обеспечения обязательств, микрофинансирования, предоставления грантов начинающим малым инновационным компаниям, развития молодежного предпринимательства, а также содействия муниципальным образованиям в развитии малого и среднего предпринимательства. Это поспособствует не только увеличению количества малых и средних предприятий, но и формированию отраслевой структуры, соответствующей задачам инновационного развития экономики области.
Сохранится поддержка организаций, осуществляющих реализацию населению твердого топлива по цене, установленной Правительством Оренбургской области. Бюджетные ассигнования будут предоставляться на возмещение выпадающих доходов этих организаций.
Поддержка жилищно-коммунального хозяйства будет продолжена в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и майских Указов президента.
Одним из приоритетов по-прежнему останется обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отдельных категорий граждан, определенных законодательством области. Для развития массового строительства жилья экономического класса, ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотеки будут созданы необходимые условия. Продолжится практика поддержки молодых (в том числе из числа многодетных) семей, молодых ученых, посредством предоставления ипотечных жилищных кредитов и займов, а также средств материнского капитала. Будет продолжена ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года.
Граждане, включенные в региональный регистр, по-прежнему будут получать социальную помощь в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Бюджетные ассигнования для этого запланированы с учетом роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги.
Бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства планируется произвести в полном объеме с учетом необходимости финансового обеспечения пусковых строек и объектов для ускорения их ввода и недопущения удорожания строительства, а также оптимизации расходов по переходящим стройкам и объектам. При этом предполагается использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего привлекать инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач.
Проект областного бюджета на 2014–2016 годы содержит ряд новаций в сфере межбюджетных отношений.
Начиная с ноября 2013 года, полномочия по социальному обслуживанию жителей области и оказанию социальной поддержки переходят на уровень субъекта, соответственно, сокращаются субвенции. Муниципалитетам на эти цели. Сохранятся межбюджетные трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности, поддержку сбалансированности местных бюджетов, реализацию социально значимых мероприятий, а также стимулирование социально-экономических преобразований, то есть бюджетная политика в сфере предоставления межбюджетных трансфертов общего характера последовательно продолжится.
В целях укрепления финансовой основы местного самоуправления, а также стабильности и предсказуемости бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений, со следующего года формирование фондов финансовой поддержки муниципальных образований будет осуществляться исходя из необходимости достижения критериев выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований, устанавливаемых законом об областном бюджете.
В связи с принятием Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимостью становится контроль в сфере закупок, определенный требованиями статьи 99 вышеназванного Закона.
Стратегия управления госдолгом заключается в осуществлении взвешенной долговой политики и совершенствовании системы управления долговыми обязательствами. Несмотря на наращивание государственных заимствований, долговая нагрузка на областной бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Оренбургской области. Это обеспечит сбалансированность областного бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости, постоянный доступ к источникам заемных средств на приемлемых условиях, развитие рыночных инструментов государственных заимствований. Кроме сказанного, поддержит достигнутый уровень долгосрочного кредитного рейтинга Оренбургской области.
Соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса – одна значимая часть бюджетной политики. Вторая - принятие бюджетных обязательств только в пределах установленных лимитов. В целях сокращения оборота наличных денег, минфином области произведен перевод учреждений на выдачу наличных денежных средств с использованием пластиковых карт ОАО «Банк Оренбург», заключено 566 договоров. Посредством указанных карт производится оплата хозрасходов и выплата заработной платы сотрудникам казенных, бюджетных и некоторых автономных учреждений. Выплата заработной платы осуществляется и через ряд других коммерческих банков (Сбербанк, Уральский Банк реконструкции и развития, Альфа банк, Газпромбанк, Россельхозбанк).
В дальнейшем также планируется продолжить предоставление государственных гарантий Оренбургской области по заимствованиям юридических лиц на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, включенных в Реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области. А также на реализацию проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики, определенным Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Источниками финансирования дефицита областного бюджета будут кредиты кредитных организаций, государственные ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности, снижение остатков средств на счетах.
Неизменными останутся и основные аспекты налоговой политики - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Тем не менее, произойдут определенные изменения доходной базы бюджетов. Начиная с нового года, часть доходов от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла по дифференцированным нормативам отчислений в размере не менее 10% доходов консолидированного бюджета субъект будет передавать в муниципальные бюджеты. Они станут одной из составляющих для формирования муниципальных дорожных фондов. В бюджеты городских округов в полном объеме будут зачисляться доходы от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в их границах.
Изменяются нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога на доходы физических лиц. Вместо нынешних 20% они получат 15%, а муниципальные районы вместо 10% только 5%. Также с 10% до 5% будут снижены установленные по решению области единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога на доходы физических лиц.
С 1 января 2016 года сразу на 15% - с 40% до 55% - вырастет норматив отчисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13% в долгосрочном периоде сохранится. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов предлагаются следующие подходы. Введение инвестиционного налогового вычета при реализации (погашении) ценных бумаг, инвестиционных паев, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам и доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе.
В настоящее время подготовлен проект поправок к Налоговому кодексу, предусматривающих включение в налоговую систему налога на недвижимое имущество. Проектом установлено, что в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
К объектам налогообложения по налогу на недвижимое имущество отнесены расположенные в пределах муниципального образования здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капстроительства, а также земельные участки, на которых располагаются объекты капстроительства или объекты незавершенного капстроительства. Налоговой базой является кадастровая стоимость объекта, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а при ее определении применяется налоговый вычет.
Проектом поправок установлены предельные налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований. В переходных период, который продлится до 1 января 2018 года, налог на недвижимое имущество будет постепенно введен на всей территории России - по мере готовности муниципальных образований.
Важным направлением налоговой политики будет являться переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
На ближайшие три года предлагается сохранить действие налоговых льгот, установленных законами Оренбургской области «О налоге на имущество организаций», «О транспортном налоге», «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», а на 2014 год сохранить пониженную на 4 процентных пункта ставку налога на прибыль организаций.
- Очень важно, что благодаря льготному режиму налогообложения инвестор выбирает для работы территорию нашей области, - пояснила Татьяна Мошкова журналистам. – Во-первых, льгота по налогу на прибыль – это гарантированные кратно большие поступления платежей. Во-вторых, в результате работы инвестор создает недвижимое имущество, которое тоже становится объектом налогообложения. И в третьих – это, конечно, налог на доходы физических лиц. Больше рабочих мест – больше доходов.