Служба исследований компании HeadHunter провела опрос и выяснила, что, помимо основной профессиональной деятельности, оренбургские работники временами приторговывают прямо на рабочем месте (24%). Причем, если 13% предлагали своим коллегам купить тот или иной товар однократно, то 58% делают это периодически, а 17% ведут продажи на регулярной основе. Среди самых популярных предметов сбыта – косметика (7%), одежда (6%), бытовая техника (5%) и различного вида услуги (7%), в том числе изготовление кондитерских и хлебобулочных изделий, ремонт компьютеров, фитнес, туристические, косметологические, парикмахерские услуги и многое другое.
Предлагают приобрести что-нибудь коллегам чаще всего люди, занимающиеся продажами по роду своей деятельности (55%). Так же к любителям поторговать на рабочем месте относятся работники госслужбы (45%), представителей сферы безопасности (45%) и туризма (41%).
Отметим, что большинство опрошенных работников компаний Оренбургской области реализуют новые товары, купленные непосредственно для перепродажи (43%). Еще 36% сбывают купленные для себя, но не подошедшие вещи. А 5% оренбуржцев продают сослуживцам handmade, однако таких творческих личностей меньше всего.
Дополнительная коммерческая деятельность по месту основной работы приносит прибавку к основному заработку в большинстве случаев в размере от 2000 до 5000 рублей в месяц (33%), однако некоторым удается выгадать до 10 000 рублей (11%), а кому-то в несколько раз больше – до 40 000 рублей (4%).
Каждый четвертый местный «купец» признается, что заниматься подобным предпринимательством даже выгодно: коллеги проявляют куда больший интерес к их товарам, редко отказываются от планируемой покупки и почти не оставляют отрицательные отзывы. В то же время большинство все-таки склонны полагать, что такая торговля нерентабельна и несет в себе всевозможные минусы. По их словам, денег она приносит немного, так как знакомым людям они стараются делать скидки и отдавать подешевле. Треть оренбуржцев (32%) считают, что данная деятельность может отрицательно отразиться на рабочих отношениях (например, в той ситуации, когда купленный товар сослуживца не устроил).
Стоит признать, что торговля на работе в компаниях Оренбурга – не такое уж редкое явление. Если четверть работников хотя бы однажды примеряли на себя роль продавца, то 45% уже прочувствовали себя покупателями и остались вполне удовлетворенными товарами коллег. Большинство получили в рамках сделки то, что хотели (67%), а еще 8% отметили, что товар превзошел все ожидания. При этом только 5% респондентов признались, что выкинули свои деньги на ветер, а для 13% респондентов каждая совершенная покупка оказалась котом в мешке – иногда она была удачной, а порой – крайне невыгодной и бестолковой.