После нескольких состоявшихся в конце 2013 года сообщений СМИ о недовольстве родительской общественности качеством и стоимостью питания для учащихся школ прокуратура Оренбургской области организовала прокурорскую проверку предприятий областного центра, предоставляющих услуги по организации школьного питания. В частности, прокуроров заинтересовали результаты проведенного ГТРК-Оренбург 5 декабря 2013 года интерактивного опроса оренбуржцев о качестве питания в школах, по результатам которого выявлено 75% недовольных родителей.
Изучение ситуации, по мнению прокуратуры, выявило необходимость срочного вмешательства региональной власти в решение проблемы.
С 1995 года Правительство РФ наделило органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом осуществлять государственное регулирование надбавок к ценам на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях. Такая государственная мера продиктована тем, что частные коммерческие предприятия, в последнее время преимущественно организующие школьное питание, устанавливают цены на свою готовую продукцию без учета социальной значимости указанной сферы. Иными словами, комбинаты школьного питания, в первую очередь, преследуют своей целью получение прибыли, а не оказание качественных услуг по организации горячего питания подрастающего поколения.
До сегодняшнего дня органы исполнительной власти области не принимали мер к регулированию цен на указанную категорию товаров.
Проверкой установлено, что занимающий доминирующее положение на рынке услуг по организации школьного питания ООО «Комбинат школьного питания «Подросток» обслуживает 34 учебных заведения в Оренбурге, а также 25 школ - в Бузулуке и Бугуруслане. С 1 сентября 2013 года стоимость поставляемых им завтраков определена в сумме 39 рублей, обеды стоят 45 рублей. При этом из указанной стоимости меньшая часть компенсируется из областного и местного бюджетов, основная сумма – за счет родительской платы.
Экономический расчет стоимости питания показал, что около 59% от суммы составляет стоимость сырья. Однако цены, из которых она складывается, несколько превышают оптовые. Так, в калькуляции на готовые блюда стоимость сливочного масла как сырья для приготовления блюд указана в размере 294 рублей за килограмм, тогда как оптовая цена килограмма масла производства Новосергиевского молочного комбината составляет 255 рублей за килограмм. Цена на муку комбинатом «Подросток» указывается около 22 рублей, а ЗАО «Хлебопродукт-1» реализует ее за 17 рублей за килограмм.
Около 25 % стоимости школьного питания составляют расходы на заработную плату сотрудников комбината питания. При этом 15% общего фонда заработной платы за 9 месяцев 2013 года или 6,5 млн. рублей приходилось на шестерых руководителей, включая генерального директора, его заместителей, главного бухгалтера. В итоге их зарплата составляет от 100 до 200 тыс. рублей в месяц по сравнению со средним заработком на предприятии в размере 11 тыс. рублей.
Еще на 2,5% стоимость школьного питания увеличивается за счет расходов на аренду здания, где располагается комбинат питания, и которое он арендует у Центра внешкольной работы «Подросток», руководителем которого также является Сергей Попцов.
Из городского и областного бюджетов ежегодно на одного учащегося перечисляются дотации из расчета 5 и 8 рублей в день соответственно. Эти деньги расходуются коммерческим предприятием на основании заключаемых с управлением образования г. Оренбурга муниципальных контрактов.
Как показал проведенный анализ, организация питания в школах не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, что подтверждает недовольство родителей. В частности, прописанная в документации рекомендуемая масса порций блюд соответствует установленным нормам, а фактическая масса – значительно меньше заявленной. К примеру, порция гарнира предлагается в размере, в полтора-два раза меньшем положенного. Если мяса ребенку старше 11 лет положено съедать 100-120 граммовза раз, то предлагают к употреблению только50 граммов. В 2012 году руководители ООО «Комбинат школьного питания «Подросток» в Бугуруслане привлекались к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации школьного питания. Однако в 2013 году эти нарушения остались неустраненными.
Располагая вышеуказанной информацией, прокурор области обратился к Губернатору региона с предложением рассмотреть вопрос о регулировании цен на питание школьников. Кроме того, прокуратурой области внесено представление в адрес главы администрации г. Оренбурга Евгения Арапова.
Прокурорская проверка соблюдения законодательства при организации школьного питания продолжается.