Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой сложную систему, развитие которой зависит от многих факторов, в том числе от добросовестного отношения к своим обязанностям поставщиков услуг и своевременных расчетов потребителей. Справедливо требование населения о повышении качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, но не менее резонно замечание работников ЖКХ, отмечающих большую задолженность населения за потребленные услуги. Так, по оперативным данным, предоставленным органами местного самоуправления, общая сумма задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 1 января составляет 1,7 млрд. рублей, в том числе: просроченный долг 991,6 млн. рублей.
При ежемесячном начислении платежей в среднем по области 1,7 млрд. рублей, просроченный долг составляет полмесяца.
В результате ведения предприятиями ЖКХ претензионно-исковой работы с должниками услуг в 2013 году населению было предъявлено почти 11 тысяч исков на общую сумму 202,3 млн. рублей, из них удовлетворено 7414 судебных решений о взыскание задолженности на сумму 149,3 млн. рублей, взыскано 4663 иска на сумму 79 млн. рублей.