В ОГУ начала работу Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». В ее рамках прошел круглый стол «Дополнительное профессиональное образование и потребности региона». В нем приняли участие деканы и заведующие кафедрами, а также руководители структурных подразделений ОГУ, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой специалистов.
Присутствующие обсудили проблемы, связанные с изменениями в системе дополнительного профессионального образования в соответствии с ФЗ № 273. Ирина Александровна Подосенова, директор межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОГУ, отметила, что закон предъявляет новые требования к дополнительным профессиональным программам. Одно из изменений – уменьшение минимального количества часов, необходимых для повышения квалификации, до 16. В законе также регламентируется и количество часов для профессиональной переподготовки. Программы рассчитаны как минимум на 250 часов.
Одно из существенных изменений касается профессиональной переподготовки. Если раньше она была направлена на получение дополнительной квалификации, которая считалась недействительной без диплома о высшем образовании, то теперь диплом о профессиональной переподготовке является самостоятельным документом о квалификации и дает право ведения нового вида профессиональной деятельности или свидетельствует о получении новой квалификации. Причем теперь к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются не только лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, но и учащиеся средних профессиональных образовательных организаций и студенты вузов.
И.А. Подосенова обратила внимание собравшихся на то, что разработка дополнительных профессиональных программ с учетом этих требований вызывает большие затруднения. Одна из причин – отсутствие профессиональных стандартов, призванных определять квалификации работников. При этом ФГОС СПО или ВПО тоже нельзя брать за основу, так как они постоянно меняются и оторваны от профессиональных стандартов.
На круглом столе также говорили об оценке качества дополнительных профессиональных программ. Одним из способов их проверки призвана стать профессионально-общественная аккредитация. Однако ее механизмы до сих пор не определены. Собравшиеся затронули и тему повышения квалификации и профессиональной переподготовки оценщиков.
В первый день конференции в университете прошли заседания секций «Научные и методические аспекты технического образования», «Проблемы современного высшего профессионального образования в области строительства, архитектуры и дизайна», «Перспективы развития региона и проблемы подготовки специалистов в области экологической и промышленной безопасности, географии и геологии» и другие. В секции «Университет и школы: образовательный кластер» кроме представителей вуза приняли участие учителя школ города и области.