Ситуацию, сложившуюся в области с предоставлением услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), Юрий Берг охарактеризовал, как катастрофическую. Региональные отделения страховых компаний отказывают автовладельцам в оформлении полисов, мотивируя это отсутствием бланков. Кроме того, наблюдаются случаи навязывания дополнительных видов страхования.
Очередное, за последние полгода четвертое, совещание по проблеме оформления полисов ОСАГО с участием представителей прокуратуры, УФАС, Роспотребнадзора, УМВД, ГУ Банка России по Оренбургской области и страховых компаний провел министр экономического развития, промышленной политики и торговли области Вячеслав Васин.
На предшествующих встречах разговор больше касался проблем оформления полиса ОСАГО для перевозчиков, обеспечивающих перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных городских маршрутах. Договоренности, достигнутые в ходе переговоров, страховщики соблюдали, и поток жалоб от перевозчиков практически иссяк.
На этот раз поводом для встречи стали многочисленные обращения граждан, которые не могут получить полис ОСАГО. Люди сообщают, что в страховых компаниях выстраиваются очереди еще до начала рабочего дня. Проблема затронула как жителей крупных городов, так и практически всех районов. Автолюбители направляют письма во все инстанции. Только в Правительстве области получено 20 письменных жалоб, и ежедневно поступает порядка 10 -12 обращений по телефону.
- Автовладельцы стали заложниками недобросовестной работы страховщиков, - подчеркнул Вячеслав Васин. - По закону страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора, а навязывание дополнительных видов страхования является ущемлением интересов потребителей, - прокомментировал министр. Он обратил внимание на то, что руководители головных страховых компаний письменно заверили Правительство области, что предприняли меры по обеспечению оренбургских подразделений бланками полисов ОСАГО и случаи нарушений норм действующего законодательства, в том числе навязывания дополнительных видов страхования, не допускаются. Тем не менее, многочисленные жалобы оренбуржцев свидетельствуют об обратном.
В ходе совещания высказались как автовладельцы - физические лица и представители общественного объединения перевозчиков, так и представители страховых компаний. Страховщики настаивали на том, что ситуация по ряду причин объективна.
Вячеслав Васин с такой позицией не согласился и призвал страховщиков следовать требованиям закона. – Если человек обратился за услугой по получению полиса, он должен получить ее. Иначе компании не место на рынке, - жестко заявил он, при этом добавив, что ставит целью, прежде всего, наладить конструктивный диалог, и готов поддерживать и рассматривать инициативы страховых компаний, направленные на исправление положения, в том числе законодательные.
Представители надзорных и правоохранительных органов позицию министра разделяют, о чем и заявили в своих комментариях. Так, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии Александр Пименов подтвердил наличие большого количества обращений оренбуржцев по факту отказа в оформлении полиса и навязывания дополнительных услуг. Он подчеркнул, что прокуратура не подменяет контролирующие органы, и по каждому случаю обращения направляются в соответствующие структуры: ФАС и Роспотребнадзор. УФАС и Роспотребнадзор в свою очередь подтвердили, что после проверок в ряде страховых компаний были выявлены случаи нарушения законодательства и выданы предписания для их устранения.
Чтобы повлиять на ситуацию, заместитель начальника ГУ Банка России по Оренбургской области Елена Измалкова предложила обращаться с жалобами на действия страховщиков в Банк России, поскольку на региональном уровне таких полномочий управление не имеет.
По итогам встречи принято решение обратиться в прокуратуру области, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области с просьбой о проведении проверок страховых компаний, в отношении которых поступили жалобы от граждан.
Видео ТК Регион