В пресс-конференции, состоявшейся 28 апреля, также приняли участие члены рабочей группы – депутаты Оренбургского городского Совета Марат Мавлютов и Евгений Кулагин, руководитель аппарата Главы города Оренбурга и Оренбургского городского Совета Игорь Вакушкин. Временная рабочая группа по вопросам парковок и задержания транспортных средств была создана в Оренбургском городском Совете 22 января 2014 года Постановлением Главы города Оренбурга Юрия Мищерякова. Ее возглавил заместитель председателя постоянного комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Вадим Шабанов, а в состав вошли депутаты Оренбургского городского Совета, представители администрации города.
Результаты деятельности рабочей группы были представлены депутатам 22 апреля на пленарном заседании Оренбургского городского Совета.
Очевидно, что транспортная инфраструктура Оренбурга не в полной мере готова к растущему уровню автомобилизации горожан, что приводит к возникновению пробок и несанкционированных парковок, превращению придомовых территорий в места скопления автомобилей.
По данным статистики, Оренбург сегодня сравнялся с Санкт-Петербургом по количеству машин на 1000 человек населения (308 машин) и занимает восьмую строчку в рейтинге городов Российской Федерации. Количество автомобилей в Оренбурге с каждым годом неуклонно растет:
В 2010 году – 255 000 автомобилей;
В 2011 году – 290 000 автомобилей;
В 2012 году – 324 000 автомобилей;
В 2013 году – 350 000 автомобилей.
Необходимость решения вопросов оптимальной организации движения транспорта в условиях резкого повышения интенсивности движения внесен в Стратегию социально-экономического развития города до 2030 года (она была утверждена решением Оренбургского городского Совета в 2011 году) как один из приоритетных.
Как пояснил на пресс-конференции Вадим Шабанов, за истекший период проведено десять заседаний временной рабочей группы, в ходе которых была обобщена и детально проанализирована информация в сфере организации парковочного пространства города Оренбурга, а также по вопросам задержания транспортных средств.
По результатам рассмотрения и анализа ситуации в сфере задержания транспортных средств в городе Оренбурге, временной рабочей группой было предложено внести ряд изменений и дополнений в действующий Закон Оренбургской области от 25.06.2012 № 877/249-V-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств» (далее по тексту - областной Закон).
В частности, временной рабочей группой предложено закрепить в областном Законе норму, предусматривающую, что представительные органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие, в том числе, порядок выявления, учета, перемещения и хранения, брошенного автотранспорта или бесхозяйного автотранспорта, в том числе аварийного (разукомплектованного), сгоревшего и т.п., загромождающего проезды, дворы либо создающего помехи работе уборочной и специальной техники, либо расположенного на газонах, детских площадках, в непосредственной близости от жилых домов, контейнерных площадках, на городских коммуникациях и т.д., а также содержащие положения, устанавливающие порядок возмещения затрат на перемещение и хранение соответствующих транспортных средств.
Для данных целей, по мнению временной рабочей группы, целесообразно создание специализированной муниципальной стоянки (стоянок) и муниципального предприятия, занимающихся перемещением указанных транспортных средств.
Учитывая, что в настоящее время не определены критерии, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым к осуществлению деятельности по перемещению на специализированные стоянки, хранению на таких стоянках и выдаче транспортных средств, временной рабочей группой предложено внести в областной Закон изменения в части закрепления критериев и требований к указанным юридическим лицам и предпринимателям.
Оформленные предложения временной рабочей группы по всем вышеперечисленным вопросам были направлены 26.02.2014 в Законодательное Собрание Оренбургской области.
В рамках рассмотрения блока вопросов, связанных с организацией парковок и парковочных мест временной рабочей группой были рассмотрены предложения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга по организации транспортной схемы Центральной части города Оренбурга, в том числе касающейся организации парковок (парковочных мест).
Предложенная концепция содержит три стратегических направления, реализация которых запланирована на период с 2016 по 2021 годы:
- Создание дифференцированной системы транспорта в историческом центре города Оренбурга;
- Организация парковочного пространства в историческом центре, включающая строительство перехватывающих парковок и парковок на платной основе;
- Увеличение пропускной способности улиц за счет расширения их проезжей части и строительства кольцевых транспортных развязок.
Помимо обсуждения перспективных вопросов, временной рабочей группой была поставлена задача по разработке конкретных предложений по организации парковок (парковочных мест) на территории города Оренбурга (пилотного проекта).
В итоге была предложена организация парковок двух типов:
- закрытого типа с пропускным режимом.
- открытого типа, с двухсторонним въездом с противоположных сторон наибольшей протяженности.
При этом, основываясь на опыте других регионов, было предложено несколько способов организации платных парковок в зависимости от конкретного места размещения:
- организация автоматического въезда (выезда) и электронного оснащения парковочных мест с использованием парковочных автоматов и информационных электронных щитов (не требуется постоянное участие персонала);
- организация парковки путем привлечения контролера, осуществляющего контроль за использованием парковок на платной основе;
- использование специальных автомобилей «парконов», фиксирующих государственные номера припаркованных автомобилей.
С целью контроля за организацией парковок транспортных средств в дворовых территориях, в том числе для проведения работы по информированию жителей членами временной рабочей группы предложено сформировать комиссии в районах города Оренбурга. В состав данных комиссий целесообразно включить представителей ГИБДД, депутатов Оренбургского городского Совета, должностных лиц администраций округов, управляющих компаний, старших по домам.
Пристальное внимание временной рабочей группой уделялось совершенствованию государственной и муниципальной политики в сфере организации парковочных мест для инвалидов.
Общие выводы и рекомендации группы:
В Оренбурге с каждым годом прогрессивными темпами обостряется проблема организации парковок для автотранспорта личного пользования.
Для решения данного приоритетного вопроса жизнедеятельности города Оренбурга необходимо использовать современные и эффективные средства, в том числе те, которые показали свою эффективность в ряде муниципальных образований Российской Федерации.
Для того, чтобы упредить негативные последствия в ближайшем будущем необходимо принимать комплексные меры начиная с текущего 2014 года. В их перечень необходимо включить информационные, организационные, правовые и финансовые мероприятия.
В рамках организационных мер необходимо решить вопрос по координации деятельности в сфере эвакуации транспортных средств и организации парковочного пространства. Координирующую роль предлагается возложить на городской межведомственный орган.
В настоящее время в бюджете города Оренбурга не запланировано выделение финансовых средств на решение обозначенных вопросов.
Принципиально важным является привлечение инвесторов, обладающих возможностью внедрения современных технологий в сфере организации парковочного пространства и организации движения транспортных средств.