31 октября 2014 года в рамках реализации программы "2014 - Год Культуры", Оренбургский областной музей изобразительных искусств представляет выставку "Сердцу свет и вдохновенье", посвященную 80-летию образования Оренбургской области, в Государственном музее истории религии. Оренбургский пуховый платок – часть общероссийского культурного наследия. Именно пуховый платок определяет неповторимое своеобразие нашего региона, являясь самым ярким объектом в его культурной сокровищнице.
В XIX веке изготовление оренбургских пуховых платков было тесно связано с деятельностью женских монастырей Оренбургской губернии. Наряду с непосредственными вопросами духовной жизни, женские монастыри со своими пуховыми мастерскими были полноценной частью оренбургского пуховязального промысла. При четком разделении труда, специализации на определенном этапе производства - чистке и растяжке готовых изделий, деятельность монастырских мастерских являлась важнейшим составным элементом структуры, сложившейся на промысле. Подобное разделение функций имело закономерный характер, связанный с трудностями проведения данных операций в домашних условиях. Станичные и сельские вязальщицы сдавали свои платки скупщикам прямо "с иголок", т.е. не стирали и не растягивали их. Эти конечные операции, придававшие платку товарный вид, выполнялись в специальных мастерских, куда посредники сдавали собранные пуховые изделия, как правило, грязными. К началу ХХ века цепочка "вязальщица - скупщик монастырь - скупщик - покупатель" - представляла достаточно устоявшуюся форму, где деятельность каждого осуществлялась в собственных интересах.
Одна из самых крупных пуховых мастерских находилась в Успенском женском монастыре в городе Оренбурге. Для Успенского монастыря чистка пуховых платков являлась одной из самых доходных статей бюджета. Подобной деятельностью занимались и в Покровском женском монастыре г. Орска. Часто сами служительницы церкви садились за спицы, и платки, выполненные в тишине кельи, становились экспонатами выставок.
На выставке «Сердцу свет и вдохновенье» зрители увидят архивные фотографии, сделанные в Успенском женском монастыре в начале ХХ века и познакомятся с работами лучших вязальщиц Оренбуржья, искусство которых являет собой высокие художественные и качественные критерии, характеризующие знаменитый на весь мир пуховязальный промысел. В экспозиции будут представлены платки потомственных вязальщиц М.Г.Абдулиной, О.А. Фёдоровой, В.Р. Масалимовой, М.Е. Козловой, М. Г. Ишмухаметовой, и др. Ярким экспонатом выставки станет платок Т.Н. Григорьевой с изображением Преображенского храма в г. Орске Оренбургской области.