Одной из самых востребованных услуг, оказываемых Росреестром, является предоставление информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). По данным Управления Росреестра по Оренбургской области, количество запросов на предоставление сведений из ЕГРП, поступивших от физических лиц, планомерно снижается.
Так, в 2012 году таких запросов от физических лиц поступило в Управление 82 803, а в 2013 – 78 821. Одновременно возросло количество запросов от других заявителей – органов власти, муниципальных образований, нотариусов и др., что доказывает: система межведомственного взаимодействия «набирает обороты».
Например, нотариусы Оренбургской области в 2012 году направили в адрес Управления около 4 тысяч (3021) запросов, в 2013 – уже 13,5 тысяч, при этом 98,5% - в электронном виде. На сегодняшний день данный показатель приближается к 100% (по итогам 9 месяцев 2014 года – 99,21%.). Пример с запросами нотариусов показателен и с точки зрения развития системы межведомственного электронного взаимодействия.
Одними из самых активных заявителей Росреестра являются судебные приставы-исполнители. Еще в I полугодии 2014 года доля электронных запросов, поступивших в Управление от УФССП по Оренбургской области, составляла менее 1% (0,17%), но уже по итогам 9 месяцев года данный показатель вырос до 29,3%, а на 29.10.2014 – уже 99%.
Одним из показателей, характеризующих активное внедрение в деятельность Росреестра информационных технологий, является количество подготовленных Управлением ответов на запросы заявителей. Анализ показывает, что с 2012 года данный показатель постоянно снижается. Безусловно, это связано с внедрением в эксплуатацию Территориального информационного ресурса (ТИР), что позволило обрабатывать запросы в автоматическом режиме.
Несмотря на возможность получения участниками межведомственного взаимодействия сведений из ЕГРП в электронном виде, доля запросов на бумажном носителе по-прежнему велика. В 2013 году этот она составила 61% от количества запросов за год. По итогам 9 месяцев 2014 года данный показатель несколько снизился и составил 55,74%.
В Управлении Росреестра отмечают: запросы на бумажных носителях являются «привычной» формой взаимодействия для федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Так, в 2013 году 60,29% запросов от органов государственной власти и органов местного самоуправления поступило в Управление на бумажном носителе. Запросы федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов поступившие в электронном виде в 2013 составили всего 0,57%, а в 2014 – 7,61%.
Запросы органов местного самоуправления, поступившие через портал государственных услуг, в 2013 году составили 33,46%, за 9 месяцев 2014 года - 33,90%.
При этом необходимо отметить положительную динамику по запросам органов государственной власти субъектов РФ. В 2013 году от них в электронном виде поступило 56,82% запросов, к 01.10.2014 – 58,14%.
Возможность самостоятельного получения информации из электронных информационных ресурсов Росреестра должна была бы значительно снизить количество обращений на бумажных носителях. Однако, как показывает практика, данная возможность заявителями используется не в полной мере. Основная причина такого положения дел, по мнению специалистов Росреестра, кроется в технической и психологической неготовности некоторых ведомств и их сотрудников использования электронных форм межведомственного взаимодействия.
Управлением Росреестра по Оренбургской области проводится популяризация получения заявителями сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде, в том числе с использованием ключа доступа к информационному ресурсу.
На сегодняшний день «ключами» активно пользуются кадастровые инженеры, арбитражные управляющие, риелторы, муниципальные образования, федеральные суды Оренбургской области, другие юридические и физические лица.
Электронные формы получения государственных услуг, в том числе услуг Росреестра, становятся все более популярными и востребованными, а преимущества межведомственного электронного взаимодействия – очевидными.