Они еще раз подтвердили последовательность аграрной политики, проводимой исполнительной властью Оренбуржья.
Значение сельскохозяйственной отрасли области для аграрного сектора России, ценность апробированных у нас инициатив и начинаний, подчеркивались присутствием на совещании Заместителя Председателя Правительства министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, который за последние три года посетил наш регион в четвертый раз.
Совещание показало совпадение взглядов оренбургских аграриев и министра по многим направлениям развития АПК. Выступая перед его участниками, Алексей Чернышев назвал основной проблемой 2002 года увеличение диспаритета цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности, энергоносителями. Во многом по этой причине прибыль отрасли существенно снизилась в прошлом году.
Однако не в характере оренбургских крестьян опускать руки. Тем более, что у нас имеется определенный задел, сформированный в предыдущие годы. Администрацией области в более благоприятное время создано насколько фондов для развития сельского хозяйства региона.
Так, уже третий год работает областной лизинговый фонд, в который первоначально было направлено 1,5 млрд. рублей, а сейчас в нем уже более 2 млрд. В прошлом году за счет возвратных средств было приобретено 76 комбайнов, 100 жаток, 5 автомобилей, 4 трактора «К-744», 239 сеялок, немало другой сельскохозяйственной техники.
Существенной поддержкой АПК были и остаются инвестиции. Из областного бюджета в инвестиционный фонд выделено 371 млн. рублей, предназначенных для реализации отобранных на конкурсной основе перспективных проектов по реконструкции, техническому перевооружению и строительству сельскохозяйственных предприятий. В результате полного осуществления 25 проектов уже создано дополнительно 1000 рабочих мест. За прошлый год в инвестиционный фонд вернулось 159 млн. рублей, выделенных затем новым претендентам. К сожалению, такая же сумма числится в задолженности у ряда предприятий, не обеспечивших выполнение обязательств по возврату средств в бюджет. В целом в 2002 году за счет всех источников финансирования в основной капитал предприятий агропромышленного комплекса вложено 1255 млн. рублей инвестиций.
Центральным направлением работы АПК области в ближайшем будущем останется развитие интеграции. В 2001 году инвесторы выделили сельхозтоваропроизводителям более 1 млрд.рублей. Весомое финансовое вливание получило село за счет развития интеграции и в 2002 году 630 млн.рублей. В текущем году вложения предполагаются в пределах 500 млн.рублей.
Успешно занимаются интеграцией в Сорочинском, Асекеевском, Ташлинском, Саракташском, Оренбургском, Новосергиевском, Александровском районах, где это направление находится, как правило, под личным контролем глав муниципальных образований.
Чтобы обеспечить продовольственную безопасность населения, администрация области сформировала региональный продовольственный фонд, направив для этого 1242 млн.рублей (2000 г. 439 млн.рублей, 2001 739, 2002 70 млн.рублей). Мера эффективная, но, как и с инвестициями, ее результат снижает несвоевременный расчет сельхозтоваропроизводителей с фондом. Из общей задолженности 502 млн.рублей в ГУП «Оренбургоблпродконтракт» на сегодняшний день возвращены лишь 264 млн.рублей, или 53%.
Кроме того, в областном бюджете заложена дотация на животноводческую продукцию, предназначенная для покрытия убытков этой затратной отрасли. За три года на эти цели пошло более одного миллиарда рублей. В этом году дотации уменьшены на 100 млн. рублей, однако, предусмотрены 70 млн. рублей на субсидирование процентной ставки банковского кредита. Учитывая, что еще такая же сумма пойдет через федеральный бюджет, наши сельхозтоваропроизводители смогут привлечь в отрасль до полутора миллиардов рублей.
Однако возможности областного бюджета не безграничны, сказал Алексей Чернышев. Несмотря на то, что в прошлом году сбор налогов в области увеличился на 30 процентов, а расходная часть бюджета с 1999 года возросла почти на 10 млрд. рублей, экономическая ситуация остается очень сложной. Ведь основные платежи 57 процентов сборов уходят в федеральный центр.
В этих условиях особое значение приобретает мобилизация внутренних ресурсов, однако в территориях показатели различны и они как в зеркале отражают профессионализм подхода к делу руководителей и специалистов всех уровней.
Так, высокой эффективностью отличается сельскохозяйственное производство самого крупного хозяйства Саракташского района колхоза «Красногорский» (председатель Виктор Перевозников). При большой протяженности территории, разбросанности производственных участков здесь обеспечивается соблюдение технологии возделывания полевых культур, содержания сельскохозяйственных животных, поддерживается хорошая трудовая дисциплина. И все это не только результат административных методов. На протяжении ряда лет в колхозе действует внутрихозяйственный расчет, регулярно подводятся итоги работы бригад и ферм, выплачивается доплата за продукцию. Все отрасли хозяйства рентабельны, общая сумма прибыли за 2002 год превысила 16 млн.рублей.
В одном из худших по почвенно-климатическим условиям Акбулакском районе, благодаря усилиям по реформированию сельскохозяйственного производства стали рентабельны (с учетом дотации) растениеводство и животноводство, за прошлый год получено 11,7 млн.рублей прибыли.
А вот в Тюльганском районе, находящимся в более благоприятных климатических условиях, чем Акбулакский, получены убытки в сумме 27 млн.рублей. К примеру, цена реализации 1 тонны зерна здесь составила 1178 рублей при себестоимости 1547. Откуда же взяться рентабельности?
Кризисная ситуация сложилась в Пономаревском районе, где уже в 2001 году не было ни одного прибыльного предприятия. В 2002 году снова все хозяйства убыточны.
Прошлый год показал, что животноводческая отрасль не может и не должна быть второстепенной. В условиях, когда цены на продукцию растениеводства падают, именно животноводство играет в экономике стабилизирующую роль. Но некоторые руководители хозяйств этого не понимают и сокращают поголовье крупного рогатого скота за прошлый год сброс поголовья составил почти 10 тысяч голов. В то же время рядовые труженики прямо говорят: не допустите, чтобы закрыли нашу ферму, иначе нам просто негде будет работать!
Ощутимо сказывается нехватка квалифицированных руководящих кадров в сельском хозяйстве. И это при том, что в области имеется хорошая учебная база. Действуют 6 государственных и 11 негосударственных высших учебных заведений, 16 филиалов ведущих российских ВУЗов. Пока значительная часть выпускников учебных заведений сельскохозяйственной направленности, получив диплом, не приходит на работу в аграрный сектор, хотя селам области не хватает сотен специалистов разного профиля.
Эта проблема решается. С 2000 года в Оренбуржье осуществляется целевая контрактная подготовка кадров сельской молодежи в ВУЗах за счет средств областного бюджета, по так называемому «губернаторскому набору».
Глава области подчеркнул, что поддержку сельхозтоваропроизводителям в прошлом году оказало и Правительство РФ, выделив 190 млн.рублей, что в 1,7 раза больше чем было в 2001 году. Из них 69 млн.рублей (127% против предыдущего года) направлено на погашение кредитной ставки рефинансирования, что позволило получить 721 млн.рублей кредитных ресурсов.
Он особо поблагодарил Министерство сельского хозяйства РФ за помощь земледельцам области в борьбе с опасными вредителями сельскохозяйственных растений.
В результате принятых мер объем производства валовой продукции увеличен против уровня 2001 года на 4,3 процента, получено зерна 3,6 млн.тонн. Это самый большой урожай за последние годы. Произведено 317 тыс. тонн молока, 57,6 тыс.тонн мяса, 412 млн. штук яиц, 537 тонн шерсти.
Тем не менее, экономическое положение сельхозпредприятий, по сравнению с предыдущим периодом, ухудшилось. Если в 1999 году было получено прибыли 705 млн.рублей, в 2000 г. 1032 млн., 2001 766, то в 2002 году всего лишь 10,9 млн.рублей. Впервые за все последние годы зерновое производство стало низкорентабельным. Кредиторская задолженность возросла до 6,5 млрд.рублей. Удельный вес прибыльных хозяйств сократился до 40 процентов против 61 процента в 2001 году. Из-за диспаритета цен складывается парадоксальная ситуация: чем больше производишь тем меньше доходы.
Глава администрации области обратил внимание министра на кредитование сельхозпредприятий и организаций АПК. Он сказал о больших надеждах, связанных с созданием Российского сельскохозяйственного банка основного сельского кредитора.
С декабря 2000 года в области действует региональный филиал «Россельхозбанка». Потребность сельхозпредприятий и организаций АПК региона в кредитах на проведение сезонных работ составляет ежегодно до 2 млрд.рублей. К сожалению, выделенные филиалу лимиты могут покрыть эту потребность лишь на 5-10 процентов, причем при высокой процентной ставке. Кроме того, не решен вопрос о выделении лимитов по среднесрочным и долгосрочным кредитам. Алексей Чернышев считает, что селяне закономерно рассчитывают на увеличение объемов выделяемых средств.
Заместитель председателя Правительства, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в своем выступлении рассказал об итогах прошлого сельскохозяйственного года по России в целом. С одной стороны, они характеризуются ростом объемов производства в основных отраслях на 5,5 процента, в пищевой и перерабатывающей промышленности на 37 процентов, увеличением производительности труда на 10 процентов. С другой, экономический эффект от всего этого, как выразился министр, подорвал оптимизм сельхозтоваропроизводителей. Прибыль АПК уменьшилась в 2,5 раза, рентабельность более, чем в 2 раза. Кредиторская задолженность составила 340 млрд. рублей, что сопоставимо с годовой выручкой за реализованную продукцию, просроченная задолженность 170 млрд. рублей. Средняя зарплата крестьянина 1800 рублей, самая низкая среди отраслей народного хозяйства. Для сравнения, у нефтяников она равна 22.000 рублям.
По мнению министра, Правительство оказалось неспособным устанавливать хоть какие-то паритетные отношения между отраслями народного хозяйства.
Алексей Гордеев считает, что нужно прекратить либерализацию экономики, нельзя уповать на то, что рынок сам все отрегулирует. Следует ввести элементы государственного регулирования рынка сельхозпродукции в пользу российского товаропроизводителя, чтобы он конкурировал с участниками внутреннего рынка, а не с поставщиками импортного продовольствия. Кстати, жесткие механизмы подобного вмешательства в рынок действуют во всем мире.
Сейчас главная задача власти, считает министр, принять такие нормативные акты, которые бы обеспечивали работу регулирующих ценовых механизмов в автоматическом режиме и не зависели от субъективной позиции того или иного должностного лица.
Алексей Гордеев сказал, что подписан федеральный закон и ряд подзаконных актов о финансовом оздоровлении сельского хозяйства. В частности, будут созданы федеральная и региональные комиссии по финансовому оздоровлению. Смысл многочисленных финансовых и организационных мер, которые им предстоит предпринять, заключается в предоставлении определенным категориям хозяйств пяти лет отсрочки и четырех лет рассрочки по всем долгам, полное списание пеней и штрафов.
Министр также сообщил, что начинает действовать федеральная целевая программа социального развития села, идея которой родилась на выездном заседании Госсовета в Оренбурге. В текущем году пойдет финансирование по четырем ее направлениям жилищному и дорожному строительству, газификации и водоснабжению. Всего в программе содержится одиннадцать направлений социального развития села, их полное финансирование начнется в 2004 году.
Алексей Гордеев считает предстоящую посевную кампанию одной из самых сложных. Отрадно, что на этот раз селяне не останутся без государственной поддержки. Принято решение о выделении 1,5 млрд. рублей ссуды на приобретение горюче смазочных материалов, в апреле начнутся выплаты непогашенных платежей за ущербы от стихийных бедствий. Кроме того, Правительство впервые за последние годы будет регулировать цены на ГСМ, не допуская их неоправданного повышения.
Главным выводом совещания можно назвать слова министра о том, что уровень развития сельского хозяйства во многом определяет будущее всей России. Убежденность в этом заложена в основу аграрной политики, проводимой администрацией области. Ведь многие шаги федерального правительства, которые оно сегодня начинает предпринимать в поддержку села, уже три года практически воплощаются в Оренбуржье.
Значение сельскохозяйственной отрасли области для аграрного сектора России, ценность апробированных у нас инициатив и начинаний, подчеркивались присутствием на совещании Заместителя Председателя Правительства министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, который за последние три года посетил наш регион в четвертый раз.
Совещание показало совпадение взглядов оренбургских аграриев и министра по многим направлениям развития АПК. Выступая перед его участниками, Алексей Чернышев назвал основной проблемой 2002 года увеличение диспаритета цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности, энергоносителями. Во многом по этой причине прибыль отрасли существенно снизилась в прошлом году.
Однако не в характере оренбургских крестьян опускать руки. Тем более, что у нас имеется определенный задел, сформированный в предыдущие годы. Администрацией области в более благоприятное время создано насколько фондов для развития сельского хозяйства региона.
Так, уже третий год работает областной лизинговый фонд, в который первоначально было направлено 1,5 млрд. рублей, а сейчас в нем уже более 2 млрд. В прошлом году за счет возвратных средств было приобретено 76 комбайнов, 100 жаток, 5 автомобилей, 4 трактора «К-744», 239 сеялок, немало другой сельскохозяйственной техники.
Существенной поддержкой АПК были и остаются инвестиции. Из областного бюджета в инвестиционный фонд выделено 371 млн. рублей, предназначенных для реализации отобранных на конкурсной основе перспективных проектов по реконструкции, техническому перевооружению и строительству сельскохозяйственных предприятий. В результате полного осуществления 25 проектов уже создано дополнительно 1000 рабочих мест. За прошлый год в инвестиционный фонд вернулось 159 млн. рублей, выделенных затем новым претендентам. К сожалению, такая же сумма числится в задолженности у ряда предприятий, не обеспечивших выполнение обязательств по возврату средств в бюджет. В целом в 2002 году за счет всех источников финансирования в основной капитал предприятий агропромышленного комплекса вложено 1255 млн. рублей инвестиций.
Центральным направлением работы АПК области в ближайшем будущем останется развитие интеграции. В 2001 году инвесторы выделили сельхозтоваропроизводителям более 1 млрд.рублей. Весомое финансовое вливание получило село за счет развития интеграции и в 2002 году 630 млн.рублей. В текущем году вложения предполагаются в пределах 500 млн.рублей.
Успешно занимаются интеграцией в Сорочинском, Асекеевском, Ташлинском, Саракташском, Оренбургском, Новосергиевском, Александровском районах, где это направление находится, как правило, под личным контролем глав муниципальных образований.
Чтобы обеспечить продовольственную безопасность населения, администрация области сформировала региональный продовольственный фонд, направив для этого 1242 млн.рублей (2000 г. 439 млн.рублей, 2001 739, 2002 70 млн.рублей). Мера эффективная, но, как и с инвестициями, ее результат снижает несвоевременный расчет сельхозтоваропроизводителей с фондом. Из общей задолженности 502 млн.рублей в ГУП «Оренбургоблпродконтракт» на сегодняшний день возвращены лишь 264 млн.рублей, или 53%.
Кроме того, в областном бюджете заложена дотация на животноводческую продукцию, предназначенная для покрытия убытков этой затратной отрасли. За три года на эти цели пошло более одного миллиарда рублей. В этом году дотации уменьшены на 100 млн. рублей, однако, предусмотрены 70 млн. рублей на субсидирование процентной ставки банковского кредита. Учитывая, что еще такая же сумма пойдет через федеральный бюджет, наши сельхозтоваропроизводители смогут привлечь в отрасль до полутора миллиардов рублей.
Однако возможности областного бюджета не безграничны, сказал Алексей Чернышев. Несмотря на то, что в прошлом году сбор налогов в области увеличился на 30 процентов, а расходная часть бюджета с 1999 года возросла почти на 10 млрд. рублей, экономическая ситуация остается очень сложной. Ведь основные платежи 57 процентов сборов уходят в федеральный центр.
В этих условиях особое значение приобретает мобилизация внутренних ресурсов, однако в территориях показатели различны и они как в зеркале отражают профессионализм подхода к делу руководителей и специалистов всех уровней.
Так, высокой эффективностью отличается сельскохозяйственное производство самого крупного хозяйства Саракташского района колхоза «Красногорский» (председатель Виктор Перевозников). При большой протяженности территории, разбросанности производственных участков здесь обеспечивается соблюдение технологии возделывания полевых культур, содержания сельскохозяйственных животных, поддерживается хорошая трудовая дисциплина. И все это не только результат административных методов. На протяжении ряда лет в колхозе действует внутрихозяйственный расчет, регулярно подводятся итоги работы бригад и ферм, выплачивается доплата за продукцию. Все отрасли хозяйства рентабельны, общая сумма прибыли за 2002 год превысила 16 млн.рублей.
В одном из худших по почвенно-климатическим условиям Акбулакском районе, благодаря усилиям по реформированию сельскохозяйственного производства стали рентабельны (с учетом дотации) растениеводство и животноводство, за прошлый год получено 11,7 млн.рублей прибыли.
А вот в Тюльганском районе, находящимся в более благоприятных климатических условиях, чем Акбулакский, получены убытки в сумме 27 млн.рублей. К примеру, цена реализации 1 тонны зерна здесь составила 1178 рублей при себестоимости 1547. Откуда же взяться рентабельности?
Кризисная ситуация сложилась в Пономаревском районе, где уже в 2001 году не было ни одного прибыльного предприятия. В 2002 году снова все хозяйства убыточны.
Прошлый год показал, что животноводческая отрасль не может и не должна быть второстепенной. В условиях, когда цены на продукцию растениеводства падают, именно животноводство играет в экономике стабилизирующую роль. Но некоторые руководители хозяйств этого не понимают и сокращают поголовье крупного рогатого скота за прошлый год сброс поголовья составил почти 10 тысяч голов. В то же время рядовые труженики прямо говорят: не допустите, чтобы закрыли нашу ферму, иначе нам просто негде будет работать!
Ощутимо сказывается нехватка квалифицированных руководящих кадров в сельском хозяйстве. И это при том, что в области имеется хорошая учебная база. Действуют 6 государственных и 11 негосударственных высших учебных заведений, 16 филиалов ведущих российских ВУЗов. Пока значительная часть выпускников учебных заведений сельскохозяйственной направленности, получив диплом, не приходит на работу в аграрный сектор, хотя селам области не хватает сотен специалистов разного профиля.
Эта проблема решается. С 2000 года в Оренбуржье осуществляется целевая контрактная подготовка кадров сельской молодежи в ВУЗах за счет средств областного бюджета, по так называемому «губернаторскому набору».
Глава области подчеркнул, что поддержку сельхозтоваропроизводителям в прошлом году оказало и Правительство РФ, выделив 190 млн.рублей, что в 1,7 раза больше чем было в 2001 году. Из них 69 млн.рублей (127% против предыдущего года) направлено на погашение кредитной ставки рефинансирования, что позволило получить 721 млн.рублей кредитных ресурсов.
Он особо поблагодарил Министерство сельского хозяйства РФ за помощь земледельцам области в борьбе с опасными вредителями сельскохозяйственных растений.
В результате принятых мер объем производства валовой продукции увеличен против уровня 2001 года на 4,3 процента, получено зерна 3,6 млн.тонн. Это самый большой урожай за последние годы. Произведено 317 тыс. тонн молока, 57,6 тыс.тонн мяса, 412 млн. штук яиц, 537 тонн шерсти.
Тем не менее, экономическое положение сельхозпредприятий, по сравнению с предыдущим периодом, ухудшилось. Если в 1999 году было получено прибыли 705 млн.рублей, в 2000 г. 1032 млн., 2001 766, то в 2002 году всего лишь 10,9 млн.рублей. Впервые за все последние годы зерновое производство стало низкорентабельным. Кредиторская задолженность возросла до 6,5 млрд.рублей. Удельный вес прибыльных хозяйств сократился до 40 процентов против 61 процента в 2001 году. Из-за диспаритета цен складывается парадоксальная ситуация: чем больше производишь тем меньше доходы.
Глава администрации области обратил внимание министра на кредитование сельхозпредприятий и организаций АПК. Он сказал о больших надеждах, связанных с созданием Российского сельскохозяйственного банка основного сельского кредитора.
С декабря 2000 года в области действует региональный филиал «Россельхозбанка». Потребность сельхозпредприятий и организаций АПК региона в кредитах на проведение сезонных работ составляет ежегодно до 2 млрд.рублей. К сожалению, выделенные филиалу лимиты могут покрыть эту потребность лишь на 5-10 процентов, причем при высокой процентной ставке. Кроме того, не решен вопрос о выделении лимитов по среднесрочным и долгосрочным кредитам. Алексей Чернышев считает, что селяне закономерно рассчитывают на увеличение объемов выделяемых средств.
Заместитель председателя Правительства, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в своем выступлении рассказал об итогах прошлого сельскохозяйственного года по России в целом. С одной стороны, они характеризуются ростом объемов производства в основных отраслях на 5,5 процента, в пищевой и перерабатывающей промышленности на 37 процентов, увеличением производительности труда на 10 процентов. С другой, экономический эффект от всего этого, как выразился министр, подорвал оптимизм сельхозтоваропроизводителей. Прибыль АПК уменьшилась в 2,5 раза, рентабельность более, чем в 2 раза. Кредиторская задолженность составила 340 млрд. рублей, что сопоставимо с годовой выручкой за реализованную продукцию, просроченная задолженность 170 млрд. рублей. Средняя зарплата крестьянина 1800 рублей, самая низкая среди отраслей народного хозяйства. Для сравнения, у нефтяников она равна 22.000 рублям.
По мнению министра, Правительство оказалось неспособным устанавливать хоть какие-то паритетные отношения между отраслями народного хозяйства.
Алексей Гордеев считает, что нужно прекратить либерализацию экономики, нельзя уповать на то, что рынок сам все отрегулирует. Следует ввести элементы государственного регулирования рынка сельхозпродукции в пользу российского товаропроизводителя, чтобы он конкурировал с участниками внутреннего рынка, а не с поставщиками импортного продовольствия. Кстати, жесткие механизмы подобного вмешательства в рынок действуют во всем мире.
Сейчас главная задача власти, считает министр, принять такие нормативные акты, которые бы обеспечивали работу регулирующих ценовых механизмов в автоматическом режиме и не зависели от субъективной позиции того или иного должностного лица.
Алексей Гордеев сказал, что подписан федеральный закон и ряд подзаконных актов о финансовом оздоровлении сельского хозяйства. В частности, будут созданы федеральная и региональные комиссии по финансовому оздоровлению. Смысл многочисленных финансовых и организационных мер, которые им предстоит предпринять, заключается в предоставлении определенным категориям хозяйств пяти лет отсрочки и четырех лет рассрочки по всем долгам, полное списание пеней и штрафов.
Министр также сообщил, что начинает действовать федеральная целевая программа социального развития села, идея которой родилась на выездном заседании Госсовета в Оренбурге. В текущем году пойдет финансирование по четырем ее направлениям жилищному и дорожному строительству, газификации и водоснабжению. Всего в программе содержится одиннадцать направлений социального развития села, их полное финансирование начнется в 2004 году.
Алексей Гордеев считает предстоящую посевную кампанию одной из самых сложных. Отрадно, что на этот раз селяне не останутся без государственной поддержки. Принято решение о выделении 1,5 млрд. рублей ссуды на приобретение горюче смазочных материалов, в апреле начнутся выплаты непогашенных платежей за ущербы от стихийных бедствий. Кроме того, Правительство впервые за последние годы будет регулировать цены на ГСМ, не допуская их неоправданного повышения.
Главным выводом совещания можно назвать слова министра о том, что уровень развития сельского хозяйства во многом определяет будущее всей России. Убежденность в этом заложена в основу аграрной политики, проводимой администрацией области. Ведь многие шаги федерального правительства, которые оно сегодня начинает предпринимать в поддержку села, уже три года практически воплощаются в Оренбуржье.
Город:
Короткий адрес: