Границы лишь разъединяют территории государств, но призваны стать цивилизованным механизмом торгово-экономического, культурного, гуманитарного обмена между государствами и их гражданами. Рядом с пограничником работает таможенник, и именно от него зависит, насколько быстро проследует через границу гражданин, транспортное средство, товары и грузы. Совершенствованию системы пропуска отводится приоритетное место в сотрудничестве двух приграничных государств – России и Казахстана. Для решения проблем создана Государственная пограничная комиссия, а в ПФО – окружная пограничная комиссия.
В зоне деятельности Оренбургской таможни 14 таможенных постов и 17 пунктов пропуска, три из которых – железнодорожные, 3 – авиационные и 11 - автомобильные. В рамках редакционного проекта пресс-служба Оренбургской таможни организовала журналистам газеты «Оренбургская биржа» поездки на два международных автомобильных пункта пропуска – в «Сагарчин» Акбулакского района и «Илек». Что удалось увидеть собственными глазами – в отчетах, которые публикуются. Однако без комментария начальника Оренбургской таможни К.А. Галныкина полная картина инфраструктурного оснащения оренбургского участка таможни, перспектив развития была бы не полной.
- Константин Александрович, мы отметили, что пункты пропуска работают по временной, упрощенной схеме. Это надолго?
- Нет. Сегодня в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница РФ» строятся три пункта пропуска на самых напряженных направлениях – это АПП «Маштаково» (Первомайский район), АПП «Илек» и АПП «Орск». На декабрь намечено ввести в эксплуатацию пункты пропуска «Маштаково» и «Орск». Но в силу некоторых технических причин вводу подлежат только здания автовокзалов, боксы для углубленного досмотра автомобилей, кинологии, где для собак будут оборудованы утепленные вольеры. В комплекс входят и помещения для автономной котельной, других коммунальных служб. На въезд и на выезд будут проложены 4-рядные автодороги, осмотр автотранспорта будет осуществляться под навесом.
А весной уже продолжится благоустройство территории – будут заасфальтированы дорожки, оборудованы газоны, цветники, высажены деревья. Окончательный ввод в эксплуатацию этих МАППов – второй квартал 2009 года.
Но главное для нас – французские специалисты установят стационарные инспекционно-досмотровые комплексы. От того ИДК, который вы видели в МАПП «Сагарчин», они отличаются более углубленным спектральным контролем. Для ИДК строятся мощные бетонные короба, чтобы исключить возможность излучения. Стационарные ИДК позволят сканировать любые автотранспортные средства.
- И после этого можно будет говорить о том, что эти два пункта пропуска будут соответствовать международным требованиям?
- Абсолютно.
- Недавно Совет Федерации ратифицировал договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного Союза. Под ТС подразумевается торгово-экономическая интеграция стран, создание единых таможенных территорий. На оренбургском участке российской таможни этот договор уже действует?
- Речь прежде всего идет об упрощении формальностей, таможенных процедур между участниками ТС. В рамках Союза между Россией и Республикой Казахстан на начальном этапе возможен переход на совместный контроль. Сейчас эта технология отрабатывается, ее презентовали в середине сентября в Актюбинске на встрече двух Президентов – России и Казахстана – в рамках форума приграничных субъектов.
У нас есть много соглашений с профильными департаментами Казахстана о предварительном информировании о пересечении границы товаров, в том числе из группы риска.
Я недавно был в Ташкенте и понял, что так быстро, как с Казахстаном, у нас не получится перейти к упрощенной системе с Узбекистаном. Казалось бы, какие могут быть проблемы? С Казахстаном у нас десятки позиций для товарообмена – тут и промышленная продукция, и продовольствие, и стройматериалы, и газ. А структура товаропотока из Узбекистана состоит из одной позиции - так называемого «скоропорта» - это фрукты, сухофрукты. Причем, через зону действия Оренбургской таможни в Россию поступает 80% узбекского экспорта фруктов и овощей. Мы получаем неплохие таможенные платежи. Но нельзя забывать и о том, что наркотрафик из Афганистана идет к нам и через Узбекистан, и мы пока не можем договориться об упрощении таможенных процедур. Однако Таможенный Союз предусматривает поиск взаимоприемлемых договоренностей о развитии системы пропуска через границу товаров и грузов.
- Коллегия Федеральной Таможенной Службы недавно одобрила концепцию таможенного оформления в местах, приближенных к границе РФ. Речь идет о ликвидации мест основного таможенного оформления в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе… То есть нагрузка на Оренбургскую таможню может многократно увеличиться. Однако такой «отход к границе» потребует создания мощной транспортно-логистической инфраструктуры. Оренбургская таможня готова взять на себя такую нагрузку? Стоит ли ожидать федеральных средств для «довооружения» существующих МАППов?
- Вы абсолютно правы, потому что МАППы предназначены для первичного контроля и пропуска. Но мы вплотную занимаемся этой концепцией, работаем с брокерами, другими участниками внешне-экономической деятельности.
И с этой точки зрения «Сагарчин» для нас – приоритетное направление. Дело еще и в том, что он определен как пункт пропуска по международной автомобильной трассе «Западный Китай – Западная Европа», которая, надеюсь, будет построена.
Чтобы перенести основное таможенное оформление на границу, необходимы огромные средства, это должна быть федеральная целевая программа. А с учетом того, что бюджет принимается на три года, то о трансформации концепции в программу в ближайшее время говорить сложно.
Однако мы уже сейчас должны готовиться к этому процессу, и на первоначальном этапе должны использовать средства инвесторов, коммерческих организаций для создания необходимой инфраструктуры. Такая работа уже ведется.
ЗАО «Ростэк – Оренбург» в конце ноября – в декабре должно запустить небольшой грузовой терминал в Соль-Илецке. Предприятие выкупило часть местного элеватора и административное здание. Кстати, мы туда переместим и свой таможенный пост. Сейчас он арендует помещение бывшего детского сада. «Ростэк – Оренбург» является дочерним предприятием федерального государственного унитарного предприятия «Ростэк», принимает активное участие в социальных программах Оренбургской таможни, и занимать помещение в Соль-Илецке мы будем на правах безвозмездного пользования.
В Оренбурге частное предприятие «Мега-Транс» создало склад временного хранения грузов на ул. Базовая, 1 – это на выезде из города по ул. Терешковой. Со временем здесь будет создан современный транспортно-логистический терминал.
Такие проекты частно-государственного партнерства надо развивать и дальше. Но, чтобы вкладывать деньги, бизнесменам необходимы расчеты грузопотоков, иные гарантии, что в 2012 году фуры будут мчаться по международной автотрассе и их проекты по развитию инфраструктуры быстро окупятся.
Пункт пропуска «Сагарчин»
В среднем за сутки здесь пересекают границу до 2 тысяч человек, 400 легковых авто, 20 автобусов и 50 грузовых машин.
Когда выезжаешь из Акбулака, практически весь отрезок пути до границы не встретишь ни населенных пунктов, ни признаков хозяйственной деятельности. Даже арбузы здесь почему-то не выращивают. Узкая лента небрежно положенного асфальта прямиком упирается в пост пограничников. И вот открывается шлагбаум, всего несколько десятков метров – и мы на территории Сагарчинского таможенного поста.
Полковник таможенной службы Юрий Кушнарев показывает оснащение своего МАППа – международного автомобильного пункта пропуска.
В ангаре пограничники проверяют паспорта въезжающих, а затем они переходят «в руки» таможенников. Действо ни в чем не отличимое от проверки багажа в аэропорте. И по времени занимает 2 – 3 минуты.
Главное действующее лицо таможенного поста – овчарка без имени и звания - мирно дремлет неподалеку. Это значит, народ едет законопослушный, наркоту не припрятали.
А в это время проверяется и транспорт. Установка «Янтарь» проводит радиационный контроль и подает информацию на главный компьютер поста. Естественно, грузовой транспорт взвешивают и сверяют вес товара с заявленным в декларации.
Юрий Алексеевич приехал на «Сагарчин» из Новотроицка, где служил тоже на таможенном посту. Там больше всего приходилось заниматься промышленными товарами, которые вывозятся и ввозятся на территорию области. Здесь главные посетители таможни - частные лица: люди едут в гости к родственникам, отдыхать на «Соленку», в служебные командировки.
Впрочем, для грузоперевозчиков на МАПП «Сагарчин» припасен инспекционно-досмотровый комплекс на базе автомобиля «Мерседес». В конце прошлого и в начале этого года подобные комплексы установлены также на МАПП «Маштаково» в Первомайском районе и МАПП «Орск». По планам Оренбургской таможни, мобильные ИДК можно свободно перемещать на другие пункты пропуска. Применение данных комплексов, считают таможенники, позволило существенно повысить качество таможенного контроля.
Мы наблюдали французский аппарат за работой. П-образная стрела зависает над автомобилем и за 3 – 5 минут в рентгеновском изображении можно рассмотреть содержимое. Если плотность груза неоднородна, можно более подробно изучить эти «отклонения». Фрагменты груза можно увеличить. Так, правда, при учебной тренировке, удалось «разглядеть» старательно припрятанный пистолет.
Процедура досмотра на ИДК позволяет значительно сэкономить время на проверку грузового автотранспорта и дает возможность досматривать до 20 автомобилей в час.
Есть у внедрения лучшего мирового таможенного опыта и «обратный» эффект.
- В августе нынешнего года по сравнению с прошлогодним августом перемещение транспорта через «Сагарчин» сократилось на 13%, - говорит начальник поста Ю.А. Кушнарев. – Видимо, информация о применении ИДК дошла и до незаконопослушных перевозчиков и они ищут иные пути перевозки нелегальных грузов.
Таможенники говорят, что их техническое оснащение не хуже, чем у казахстанских коллег. Вот он, сопредельный пункт пропуска «Жайсан». В прямой видимости пункт выглядит дворцом. На нашей стороне таможенники работают в аскетическом режиме – все только для работы. Но чаем с пряниками нас угостили. И цветочки у одноэтажного административного здания порадовали глаз.
Пункт пропуска «Илек»
В среднем за сутки здесь проходят досмотр до 1600 физических лиц, 270 - 320 транспортных средств.
Зона таможенного контроля схожа с тем, что мы видели на Сагарчинском МАПП. Техническое средство «Янтарь» для радиационного контроля плюс индивидуальный дозиметр, прибор «Макс». В досмотровой зоне есть влагометры, щупы – это связано с тем, что таможенники часто сталкиваются с перевозками через границу лесоматериалов, зерновых культур. Ручную кладь рассматривают с помощью телевизионной установки.
У пограничной будки и шлагбаума скопилось с десяток автобусов с отъезжающими на родину гастарбайтерами. Люди рвутся на родину. А кому удалось пройти пограничный паспортный режим, зона таможенного досмотра кажется раем на земле. Всего минут 20 – и ты уже на территории Казахстана, а там и до родного аула рукой подать.
С чем приезжают в Россию с южных республик? Поверьте, это зрелище не для слабонервных. Зима на носу, а он одет в легкую курточку. Не для щегольства, явно. Отец семейства едет на заработки. В клетчатой сумке старенький свитерок, пара сменного белья, полотенце, рабочие рукавички – это, кажется, самое ценное. Для досмотра из рукавичек достаются нехитрые плотницкие инструменты: «Я же плотник, как без этого?». И – все.
Нам осталось неизвестным, что в сумках тех, кто возвращается на родину. Но их одежда не блещет российскими изысками.
Алексей Иванович Горшков, начальник таможенного поста приглашает нас приехать в Илек в декабре. Здесь намечено запустить новый комплекс поста, который сейчас достраивается. Уже готово здание автовокзала, там будут зоны для проверки и досмотра физических лиц. Для работы с автотранспортом будут созданы специальные боксы углубленного досмотра. «Просвечивать» транспорт и грузы будет стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. Устанавливать оборудование французы приедут скорей всего весной.
Для экспорто-импортного контроля животных будут установлены дезбарьеры. Есть расчеты, что с переходом поста в новое помещение грузопотоки увеличатся как минимум в два раза.
Для службы таможенников будут созданы комфортные условия: столовая на 40 мест, комнаты отдыха. Таможенный городок будет оборудован автономным тепло- и водоснабжением. На оренбургском участке таможенной границы это будет один из трех пунктов пропуска, которые полностью соответствуют международному стандарту.