Стратегия развития Оренбургской области до 2030 год практически дописана, приоритеты определены. Один основных - развитие малого бизнеса региона. О том, какова будет судьба оренбургского предприниматель в ближайшие 20 лет, ФЭБу рассказал и. о. министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Андрей Ефремов.
- Андрей Александрович, какие сферы деятельности малого бизнеса делается ставка в стратегии и чем обусловлен подобный выбор?
- Анализируя экономическую ситуацию многих регионов, многих стран, можно заметить, что экономика наиболее устойчива там, где развит малый и средний бизнес. Это происходит потому, что этот сегмент рынка наиболее мобилен и высоко адаптивен. Развивать малый бизнес необходимо комплексно, не упираясь в одну лишь финансовую поддержку.
В 2009 году мы провели множество стимулирующих мероприятий. Это были и семинары, и курсы повышения квалификации для предпринимателей, и информационная, и финансовая поддержка. В итоге, по предварительным данным на конец 2009 года, на территории области действовали более 80 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, около 7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Конечно, последние события, связанные с финансово- экономическим кризисом, повлияли на этот рост – но все, что зависит от нас, мы сделали, и, на мой взгляд, сделали успешно.
Но есть еще над чем задуматься и куда двигаться дальше. В рамках стратегии основные усилия региональной власти будут направлены на поддержку малого бизнеса в приоритетных видах деятельности, выбор которых определяется максимальным перспективным вкладом в реализацию задач стратегии:
- машиностроение (товары для нужд региона, в том числе медицинская техника, производство оборудования для ЖКХ, социальной сферы региона);
- химическая промышленность;
- агропромышленный комплекс;
- народные промыслы (пуховые изделия и др.);
- креативная индустрия;
- внутренний туризм;
- строительство;
- платные услуги в отраслях социальной сферы (транспортная политика и социальная сфера).
Сегодня можно назвать множество отраслей сферы деятельности малого бизнеса, которые не заработали в нашем регионе в полную силу. Зайдите в любой магазин и вы увидите множество импортных товаров, аналогичные которым вполне могли бы производиться и у нас в области. На многих производствах используются материалы, поступающие из других стран, так что их приходится везти за тысячи километров. И это в то время, когда у региона есть свой ресурс, который можно было бы перерабатывать без затрат на транспорт, логистику и таможню. Даже сфера услуг (доля платных услуг, оказанных малыми предприятиями в 2009 году, составила 37 % от общего объема платных услуг) - поле, которое оренбургские предприниматели только начали «культивировать». К примеру, у нас нет проблем с услугами в сфере красоты, а вот с пошивом одежды они есть. Также не развита сфера дистанционных услуг: нужно ликвидировать проблему очередей в поликлиниках, почтовых отделениях, государственных органах и др. Услуги, которые можно получить дистанционно (через Интернет), оренбуржцы должны получать, не тратя время на стояние в очередях. Это и есть сфера деятельности малого бизнеса: поставка программного обеспечения, системная интеграция, сопровождение и т. д. Сейчас создается единый Таможенный союз России, Казахстана, Белоруссии. В рамках создания нового единого пространства для нашей области очень перспективными могут стать транспортно- логистические услуги.
- Какие инструменты развития поддержки малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области будут реализованы в рамках стратегии?
- Что касается основных предполагаемых инструментов поддержки и развития субъектов малого предпринимательства, то, несомненно, они должны быть связаны с необходимостью повышения их конкурентоспособности. Прежде всего, они состоят в кадровом обеспечении, расширении сбытовых возможностей, увеличении возможностей по финансированию, ориентации на технологические и управленческие инновации. А уже в рамках этих направлений разрабатываются конкретные меры, мероприятия и инструменты развития и поддержки субъектов малого предпринимательства, которые включаются в областную целевую программу поддержки предпринимательства и отражаются в стратегии.
Если говорить о мерах регулирования малого предпринимательства, на первом этапе реализации стратегии они должны быть направлены на решение таких ключевых проблем, как:
- эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- преодоление ограничений сбыта продукции, присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки производственного малого бизнеса и его выхода на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;
- повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства Оренбургской области прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям.
Деятельность же непосредственно Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области должна быть направлена на:
- полное и оперативное информирование не только субъектов малого предпринимательства, но также региональной общественности о перспективных проектах и программах, о практических мерах и шагах, предпринимаемых Правительством Оренбургской области в данной сфере;
- обеспечение открытости органов государственной власти региона для активного обсуждения готовящихся нормативно- правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства и возможных последствий их применения с представителями малого предпринимательства, общественных организаций, средств массовой информации и т. д.;
- обеспечение активного и эффективного сотрудничества крупного, среднего и малого предпринимательства в интересах развития области;
- обеспечение защиты законных интересов субъектов малого предпринимательства в деловой, правовой, социальной и информационной сферах.
Необходимо также усиленно работать в направлении усиления рыночных позиций субъектов малого предпринимательства Оренбуржья. Данное направление предполагает стимулирование и поддержку реализации продукции, производимой оренбургским малым бизнесом, в регионах России и странах ближнего зарубежья. Среди перспективных, но неразвитых пока инструментов развития: развитие системы электронной коммерции в сфере малого предпринимательства; инициирование и стимулирование деловой интеграции малых предприятий со средними и крупными предприятиями; поддержка деятельности субъектов малого предпринимательства по охране авторских прав и интеллектуальной собственности; поддержка и развитие инновационного малого предпринимательства региона.
В 2009 году активизировалась работа в направлении расширения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Специфика малого бизнеса такова, что он больше всего нуждается в двух вещах: финансировании и информации. Банковские эксперты отмечают, что кредитование малого бизнеса – наиболее сложное направление в кредитовании юридических лиц. Очевидно также, что именно государство должно стимулировать банки к предоставлению финансирования малым предприятиям.
Точной статистики, отражающей охват малого бизнеса банковским кредитованием, сегодня нет. В среднем считается, что кредитами банков пользуются 20- 25% малых предприятий. Получается, что более 70% либо не нуждаются в финансовой поддержке, либо удовлетворяют потребности за счет частого финансирования. И это также стратегическое направление развития поддержки. В 2009 году в области начали действовать две новые структуры: Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства и Фонд содействия развитию инвестиций. В дальнейшем мы планируем продолжать работать в этом направлении. Среди применяемых сегодня инструментов: прямое невозвратное финансирование, субсидирование процентной ставки, гарантирование, микрокредитование. Эти инструменты вряд ли когда-нибудь потеряют свою актуальность для малого бизнеса. Поддержка инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства Оренбургской области – пока также слабое звено, которое мы планируем развивать в дальнейшем. Это содействие должно быть путем прямых инвестиций, венчурного финансирования, привлечения «бизнес- ангелов» и иных форм. Важным направлением должны стать исследовательская и маркетинговая функции, включая исследования финансового состояния малого бизнеса, мониторинг «лучших практик» создания бизнес- инфраструктуры и организации финансирования малого бизнеса в передовых регионах России; анализ воздействия государственного регулирования на развитие малого бизнеса. Работу по повышению эффективности уже действующего бизнеса путем его поддержки и снятия административных барьеров необходимо активно продолжать, но, думаю, основной путь только один – увеличивать количество предпринимателей. Их должно быть в разы больше. Если рассмотреть экономику любого российского региона, и наш не исключение, то проще сказать, какие ниши в ней заняты, чем какие еще пустуют. Еще одно очень важное стратегическое направление – молодежное предпринимательство. У нас много молодых людей со свойственными их возрасту амбициями и энергией, достаточной для того, чтобы научиться грамотно и успешно вести свой бизнес. Вместе с тем, чтобы люди становились эффективными предпринимателями, с ними необходимо постоянно работать. И это общая задача тех, кто более остальных заинтересован в развитой структуре малого предпринимательства, то есть крупного бизнеса и властей.
- Каких значений целевых показателей планируется достичь на промежуточных и конечном этапах реализации стратегии?
- В ближайшие годы основные средства, направляемые на развитие малого бизнеса, будут расходоваться на повышение предпринимательской активности. Со временем доля малого бизнеса в бюджетных расходах на экономику будет снижаться, в том числе за счет передачи части функций в некоммерческие организации.
Целевые индикаторы развития предпринимательства, которые мы планируем достичь в ходе реализации стратегии:
- увеличение доли занятых в малом бизнесе по отношению к занятому в экономике населению в 2 раза;
- увеличение доли выпуска продукции малыми и средними компаниями в валовом региональном продукте до 30%;
- рост количества малых и средних компаний (до 1 тысячи человек) на 20%
- изменение отраслевой структуры и увеличение доли оборота малых предприятий неторговой сферы (промышленность, строительство, сельское хозяйство, ЖКХ, услуги, социальная сфера) с
36% до 50% от общего объема оборота малых предприятий.
Еще раз хочу подчеркнуть, что в стратегии нет большого раздела по развитию малого бизнеса, но эта идея проходит через все ключевые блоки документа. Во всем мире малый бизнес существует около крупных проектов. Поэтому, на какую отрасль мы бы не посмотрели, ей не развиваться без малого предпринимательства. Стратегия- это своего рода скелет, основа, которая подразумевает ключевые точки роста, а дальше уже будет целевая работа и с малым бизнесом региона.