Проблема нехватки финансовых ресурсов является одной из самых «больных» для малого предприятия на любом этапе его развития. И, конечно, особенно остро она стоит в самом начале, на этапе так называемого «стартапа». Лишь немногие начинающие бизнесмены обладают достаточным количеством собственных денежных средств для открытия нового предприятия. А что же делать остальным?
Свой бизнес сегодня большинство предпринимателей начинает, прежде всего, с поиска кредиторов и чаще сразу обращается к родственникам или знакомым как надежным и выгодным источникам финансирования. Деньги здесь можно получить без процентов (или с минимальным процентом) и на любой срок, без оформления каких-либо документов. Однако далеко не у каждого есть родственники или друзья, располагающие свободными средствами в размере 200-300 тысяч рублей (а именно в такой сумме чаще нуждаются начинающие предприниматели). Следовательно, этот вариант подходит не всем. Подумав, «молодые» предприниматели идут в банк. Но и тут, оказывается, заветные средства получить, мягко говоря, непросто. В Европе банки давно сотрудничают с властью в части выдачи кредитов для открытия малого бизнеса. При этом размер кредита там составляет от 50 до 80% от общей суммы стартапа. В нашей стране получить кредит начинающим предпринимателям практически нереально, а тем более сейчас, когда условия кредитования ужесточились в разы. Не говоря о том, что процентные ставки на банковские кредиты начинающим предпринимателям намного выше, чем аналогичные показатели для активно развивающегося малого и среднего бизнеса.
Подобную ситуацию недавно описала мне одна из моих знакомых, занимающаяся пошивом одежды на дому. Идея открыть собственное небольшое ателье живет в ее голове уже несколько лет. Она достаточно долго работала в нескольких фирмах, салонах штор, пока не поняла, что ей интереснее работать, как говорится, на себя. Так она начала работать дома. Быстро наработала клиентуру – помогло мастерство и неизменное сарафанное радио. А затем появилось желание двигаться дальше, выходить на новый качественный и количественный уровень. Но желание так и осталось нереализованным. Инвестора среди друзей и родственников не нашлось, а банки в очередь не выстроились.
А ведь выход есть! Самая главная проблема большинства начинающих, да, собственно, и действующих предпринимателей - отсутствие информации о том, куда можно обратиться за помощью. Поэтому мы и решили разъяснить, что можно предпринять для получения необходимых инвестиций.
Вот уже много лет в регионе действует областная целевая программа ««О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области». Начиная с 2009 года в программу было заложено новое мероприятие – предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса. За три года реализации ОЦП на эти цели запланировано только областных средств на сумму 24 млн рублей (по 8 млн рублей ежегодно).
С июля 2009 года Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области активно приступило к приему заявок от начинающих предпринимателей. Гранты предоставляются по итогам заседаний конкурсной комиссии.
За истекший год было принято более 360 заявок, из которых 263 дошли до этапа заседания конкурсной комиссии. В итоге победителями признано 179 номинантов. В совокупности из бюджетов разных уровней за 2009 год было выделено 24,4 млн рублей: 8 млн рублей, как и запланировано, - из регионального бюджета; 16,4 - из федерального. В сложный кризисный год эта мера позволила создать в области около 400 и сохранить около 300 рабочих мест.
Получить такое финансирование хотя и непросто, но вполне реально. Ведь фактически почти каждый второй предприниматель, подавший заявку в 2009 году, получил средства на открытие и развитие своего бизнеса.
Условия участия в конкурсе изложены в постановлении правительства Оренбургской области от 10.07.2009 г. № 363-п «О предоставлении грантов за счет средств областного бюджета начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса». В соответствии с ним гранты субъектам на создание и развитие собственного бизнеса предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Из бюджета финансируется до 90 процентов целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, арендой помещений и приобретением основных средств и материалов.
Участниками конкурсного отбора на предоставление грантов могут быть малые предприятия, срок государственной регистрации которых составляет на момент обращения за государственной поддержкой не более одного года. При удовлетворении всех требований, указанных в постановлении, предприниматель может получить до 300 тыс. рублей.
Конечно, как и любому инвестору, министерству необходимо понять, что бюджетные деньги не улетят в трубу. Поэтому «молодой» предприниматель должен представить пакет документов, обосновывающий его желание и возможность создать или развить свой бизнес. Документы, необходимые для получения заветных средств, вполне стандартны. Это копия свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии учредительных документов; выписка из ЕГРЛ; справка о средней численности работников; справка из налоговой об отсутствии задолженностей перед бюджетом; копии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов за счет собственных средств на реализацию проекта по созданию собственного дела; справка о создании новых или сохранении действующих рабочих мест в результате реализации бизнес-проекта.
Но самый, наверное, основной документ – это бизнес-план. Своего рода технико-экономическое обоснование, раскрывающее возможность создания собственного бизнеса (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг), выполненное в форме описания, расчетов, прогнозов.
Есть и другие критерии для принятия решения о выделении средств начинающему предпринимателю. Так, бизнес-проект должен соответствовать приоритетным направлениям развития сферы предпринимательства. Сюда относятся: внешнеэкономическая деятельность; промышленное производство, производство товаров народного потребления; инновационная и научно-техническая деятельность; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; социальная сфера, в том числе образование, здравоохранение; сфера ремесел и народных промыслов. А уж если проект имеет какую-то новизну, социальную или инновационную направленность, то ему вообще зеленый свет! Приветствуется властью и создание малых предприятий, направленных на развитие молодежного, семейного предпринимательства, предпринимательства в сфере незанятого населения, студентов, безработных граждан, предпринимательства в сельской местности.
Предприниматель Виталий Нуждин, получивший грант в конце 2009 года на открытие бизнеса по производству пищевых добавок, признается, что процедура получения средств из бюджета достаточно сложна. «Но и как иначе, - восклицает он, - ведь деньги невозвратные. На полученный грант мы закупили оборудование. Несомненно, когда начинающему предпринимателю нужны на начальном этапе средства, помощь из бюджета неоценима».
На другом предприятии, в салоне свадебной моды «Орхидея», нам рассказали, что, благодаря полученному гранту они на 60% обновили швейное оборудование. «Мы купили шесть новых машинок, - поделился с нами руководитель салона, - что позволило нам значительно улучшить качество наших товаров. Сегодня в условиях достаточно жесткой конкуренции в нашей отрасли, особенно конкуренции с товарами из Китая, мы можем завоевывать рынок только именно благодаря качеству производимой продукции. Плюс, развиваясь, мы даем новые рабочие места. Поэтому новая мера поддержки предпринимательства сегодня очень своевременна: она помогает малому бизнесу, она направлена именно на местного производителя. А, главное, это очень большой моральный стимул, исходящий от понимания, что малый бизнес не забыт государством».
Если посмотреть на отраслевую структуру малых предприятий, уже получивших средства в 2009 году, то на долю бытовых услуг приходится порядка 37% грантов, инновационных проектов - 2,5%, общественного питания - 4,3%, промышленное производство - 11,7%, в строительной сфере - 7,5% и аж 60 грантов - на сельское хозяйство1, что составляет 37% от общего их числа.
Для быстроты и объективности Минэкономики области тесно сотрудничает с муниципалитетами. Администрации городских округов и муниципальных районов на основании заключенных с министерством соглашений осуществляют прием, регистрацию заявок от субъектов на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов и потом отобранные на своем уровне пакеты документов отправляют на конкурсную комиссию министерства.
Работа эта уже вполне отлажена. В прошлом году заявки на получение грантов поступили от всех муниципальных образований области. При этом наибольшую активность в работе с предпринимателями проявили г. Оренбург (34 заявки признано победителями конкурса), г. Орск (17 заявок признано победителями), г. Новотроицк, г. Бугуруслан, Новоорск и Новоорский район, Новосергиевский, Курманаевский, Александровский, Беляевский, Саракташский районы.
В 2010 году работа по «раздаче» грантов еще более активизировалась. Региональным и федеральным бюджетами на эти цели предусмотрено ни много ни мало 49,8 млн рублей. Согласитесь, цифра впечатляющая!
Так что, думаю, возможно и моя знакомая скоро воплотит в жизнь свою мечту по созданию собственного небольшого ателье. А гранты вернутся в бюджет области уже в виде официальных налоговых отчислений, которые будут поступать от созданного малого предприятия.
Информацию о предоставлении грантов можно получить, обратившись в отдел поддержки малого предпринимательства Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Контактные телефоны: (3532) 78-69-32, 78-69-33.
Приоритетные направления развития малого бизнеса
Петр Сергеевич (не проверено) –
Все это ерунда .От сохи еще никто не разбогател.Это лишь поддержка банковской системы и отмывание бюджетных денег.Зачем производить сельхозпродукцию если рынок ею уже завален.Начинающий предприниматель просто не выдержит конкуренции.