11 октября 1941 года считается официальной датой рождения Орского машиностроительного завода (ОАО «ОМЗ»). Именно тогда была изготовлена и отгружена первая партия корпусов артиллерийских снарядов для фронта.
Первые корпуса ОМЗ появились на стройплощадке завода №322, возведение которого было предусмотрено решением Правительства СССР еще в предвоенные годы. Стройплощадка завода была выбрана и окончательно утверждена приказом Наркомата боеприпасов СССР от 29 апреля 1940 года. Строительство его основных цехов должно было осуществляться на базе недостроенного корпуса ремонтного цеха бывшего Локомотив-строя, что, по подсчётам, обеспечило бы окончание строительства небольшого оборонного предприятия к концу 1941 года. Проектное задание было утверждено народным комиссаром боеприпасов СССР 20 июля 1940 года, а технический проект - 3 декабря. И только 10 января 1941 года Орскому отделению Промбанка была сдана генеральная смета, на основании которой началось финансирование в размере 20 миллионов рублей. Строительство шло медленными темпами. Об этом свидетельствуют неоднократные письма и жалобы Чкаловскому обкому ВКП(б) от руководства возводящегося объекта.
Пришла война. В глубокий тыл пришло сообщение о том, что на базу строящегося завода в Орске будет эвакуирован Днепропетровский машиностроительный завод № 79 им. К. Е. Ворошилова. К моменту выгрузки прибывшего оборудования на месте будущего оборонного предприятия возвышалось лишь несколько недостроенных корпусов без перекрытий, кровли и полов. Отсутствовало электроснабжение, отопление, водопровод, канализационная система, не было ни складских помещений, ни подъездных дорог. Проезд машин по территории, вдоль и поперёк изрытой траншеями, представлялся практически невозможным. Существовала одна-единственная коротенькая железнодорожная ветка, но весьма ограниченные маневренные возможности сводили её КПД к нулю. В таких условиях в преддверии суровой уральской зимы предстояло в кратчайшие сроки достроить завод, продукцию которого так ждал фронт.
Разгрузка прибывающего оборудования, в основном металлорежущего профиля, шла вручную такелажным способом на открытой площадке. Многотонные станки и механизмы к месту монтажа передвигались по территории с помощью ломов, верёвок, примитивных катков из брёвен и труб. Главный механик завода Шибаева вспоминала: «...Все технические вопросы решались одновременно, на ходу. Службой главного механика выдавались задания начальникам цехов на производство такелажа оборудования с места разгрузки и установку на фундамент. Было организовано несколько такелажных бригад, которые круглосуточно, 11-часовыми сменами, вручную с помощью лаг, ломов, катков из труб и проката перетаскивали станки. Вес отдельного оборудования составлял от 1 до 15 тонн. А всего прибыло около 500 единиц».
Работа по установке оборудования и строительству цехов не прерывалась ни днём, ни ночью. К станкам, едва установленным на фундаменты и подключенным к электросети, тут же вставали станочники и приступали к обработке заготовок, привезённых из Днепропетровска. Начались ранние холода. В недостроенных корпусах гуляли лютые сквозняки. Люди трудились в валенках, полушубках и шапках. Цеха отапливались железными печками-мангалками, а где их не было - кострами.
С каждым днём площади заводских цехов всё плотнее заполнялись токарными, фрезерными и сверлильными станками, устанавливалось кузнечно-прессовое оборудование. Постепенно налаживалась производственно-технологическая цепочка.
11 октября 1941 года в цехе №3 был введён в эксплуатацию временный участок чистки изделий - пескоструйное отделение, заработали первые лакировочные станки. Спустя 45 суток с момента прибытия первого днепропетровского эшелона с оборудованием, людьми и заготовками на орском заводе началось производство корпусов артиллерийских снарядов.
В начале 1942 года в ритме нового завода всё чаще стали происходить ощутимые сбои: давал знать о себе дефицит штамповочных заготовок, остро сказывалось отсутствие собственного прессового цеха (лишь по этой причине в первой половине 1942 года простои в основных цехах достигали 40% рабочего времени).
В конце января 1942 года Государственный Комитет Обороны принимает решение о строительстве на Орском заводе прессового цеха на пять пар прессов. В самый разгар боёв под Сталинградом началось его строительство.
В рекордно короткий срок (всего за 5 месяцев) цех был построен и введён в эксплуатацию. Уже в июле 1942 года начался пробный выпуск штамповок корпусов снарядов. Всего за годы войны было отштамповано 1 миллион 327 тысяч корпусов артиллерийских снарядов крупного калибра.
Пока шло строительство цеха, прессовое оборудование начало поступать с других заводов Наркомата боеприпасов СССР. Так, в числе переданных предприятию оказалась автоматическая гидропневматическая станция большой мощности производства фирмы «Шкода», эвакуированная из Донбасса. С её наладкой и пуском связана одна из наиболее ярких вех в истории завода.
Для большинства инженеров это оборудование заграничного производства показалось настоящей диковинкой. Автоматика его работала на основе фотоэлементов, о которых в то время в нашей стране ничего еще толком не знали. К тому же фотоэлементы, а также часть аппаратуры были утрачены, отсутствовала и техдокументация. Для того чтобы определить, каких деталей не хватает, нужно было восстановить схему управления. Из воспоминаний бывшего начальника конструкторского бюро отдела главного механика Феля: «…Пуск гидроаккумуляторной станции решал дальнейшую судьбу завода. Только неиссякаемая энергия и находчивость наших людей могли решить проблему. Работа проводилась практически без выхода за пределы завода. Вместо командаппарата с фотореле был принят вариант ртутного индикатора. Лишь в одном из учебных пособий сумели найти его принципиальную схему. Первый образец ртутного индикатора, разработанный инженером-конструктором Б. Л. Германом, был вполне работоспособным, но его габаритные характеристики не выдерживали серьёзной критики. Автором разработки второго ртутного индикатора стал конструктор Е. П. Бакланов. Был найден наиболее оптимальный вариант датчика, который устойчиво и исправно прослужил многие годы вплоть до пуска новой станции».
Лозунг «Все для фронта, все для победы!» вдохновлял заводчан на самопожертвования и трудовые подвиги. 14 июля 1943 года токарь П. А. Кочетов образцово подготовил рабочее место, применив особое приспособление, и установил рекорд, выполнив сменную 11-часовую норму на 509%. 24 августа 1943 года по всему заводу разнеслась весть о строгальщике Алексее Хайло, который первым перешагнул рубеж 1000% нормы выработки.
Круглые сутки велось жилищное строительство. 1175 работников и более 2000 членов их семей, эвакуированные с Украины, оказались на орской земле буквально без крыши над головой. Спешно строились землянки, дома барачного типа, местные жители поселяли людей в свои дома.
Чтобы облегчить труд работников и хоть как-то увеличить и разнообразить их скудный продовольственный рацион, в марте 1942 года на заводе создаётся отдел рабочего снабжения (ОРС), состоящий из трёх примитивных магазинов, бывших ранее в ведомстве Орского торга, и одной столовой. В 1942 году ОРС обзаводится собственным хозяйством, где на 400 гектарах пашни засеиваются пшеница, ячмень, овёс, бахчевые культуры, картофель и овощи. Широкое развитие получило и индивидуальное огородничество. Появляется собственная животноводческая ферма, состоящая на первых порах из 35 голов крупного рогатого скота, 37 единиц конского поголовья, 146 голов овец и 52 голов свиней. Продукцией подсобного хозяйства, в первую очередь, снабжались детский сад и заводская столовая. Особо нуждающимся семьям (семьям фронтовиков, погибших воинов) постоянно оказывалась материальная помощь. Все эти меры помогли пережить коллективу завода наиболее суровые голодные годы военной поры.
С чувством честно и до конца исполненного долга праздновал День Победы коллектив Орского машзавода. Заводчане внесли свой значительный вклад в разгром фашистских захватчиков, изготовив и отгрузив на фронт более миллиона корпусов артиллерийских снарядов. 29 работников завода были награждены орденами и медалями. В декабре 1945 года 1587 работников завода были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В память о своем трудовом подвиге у здания заводского управления установлена пушка-гаубица с памятной надписью «Труженикам завода за стойкость и веру в тяжёлый для Родины час».