Оренбургская экономика в последние годы набрала неплохой темп, и это позволяет региональной власти осмыслить ситуацию и найти точки роста для частно-государственного партнерства. Главный смысл этого нового термина – анализ рисков и вызовов, выработка мер по созданию сбалансированной региональной экономики.
Исполнительная и законодательная власть «подставила плечо» бизнесу, определившись с новой Промышленной политикой, разработав Стратегию развития Оренбургской области до 2020 года. Более того, были «нащупаны» направления областной поддержки двух отраслей – машиностроения и легкой, развитие которых отрывает от нефтегазовой «иглы» региональную экономику и погашает риски ее однобокого развития.
Прибавьте к этому перспективы энергетического потенциала, новой транспортной структуры и телефонную связь, компьютеризацию – все это создает фундамент для дальнейшего раскрытия потенциала области и создания экономики европейского уровня. Естественно, это задача на годы. Ни один грамотный экономист не позволит себе сделать безответственный прогноз, заявив, к примеру, что к 2020 году в рамках разработанной стратегии Оренбуржье достигнет уровня ВВП на душу населения, приблизившись даже к нынешнему среднему показателю Евросоюза (около 25 тыс. евро). Явно не одно десятилетие уйдет даже и на то, чтобы догнать венгров, словак (они нас сегодня опережают по этому показателю почти в два раза, а чехи и того больше). Но Природа-Мать дала нам богатые недра с явным расчетом на то, что Оренбуржье не должно остаться на задворках глобальной евро-азиатской макроэкономики. От бизнес-сообщества и власти, их совместных усилий будет зависеть исход необъявленного соперничества ума, таланта, трудолюбия, экономик.
Считайте, это в некотором смысле меморандум Агентства «Масс медиа» и редакции газеты «Оренбургская биржа». Специализируясь на вопросах экономики, с этих позиций мы пытаемся дать собственную оценку проблем и достижений.
На последней встрече с министром промышленной политики и инноваций Оренбургской области мы убедились, что во многом наши позиции совпадают. Судите сами.
Юрий Калюжный рассказал о главных проблемах, которыми министерство планирует заниматься в нынешнем году.
- Упор будет сделан на программу энергосбережения, - заявил министр. Дело в том, что старая программа уже практически исчерпала себя. Она, в основном, была направлена на газификацию в селах и ЖКХ. Теперь надо научиться экономно использовать энергоресурсы, внедрять новые технологии, которые позволили бы промышленности значительно сократить зависимость от ценовой политики на энергоресурсы.
- Развитие транспортной системы – обязанность государства в любой стране, - заявил министр. «Второе дыхание» получат железнодорожники после завершения электрофикации участка «Оренбург - Красногвардеец - Кинель». Ожидается, что грузопоток увеличится в 4 раза. Начало работ намечено на 2009 год.
В последние месяцы идет много разговора о «транспортном кресте» и строительстве международного автокоридора «Западная Европа – Западный Китай». Однако, как известно «ОБ», Самара тоже борется за то, чтобы эта автодорога прошла через ее территорию. На наш взгляд, пока рано говорить о включении Оренбуржья в этот проект. Этими сомнениями наш корреспондент поделился с министром. За проекты подобного масштаба, считает министр, всегда идет борьба. Но у нас есть реальные шансы. Очевидно, стоит учитывать взаимную симпатию Татарстана и Казахстана, а они считают выгодным проложить дорогу по Оренбургской области. В это «хитросплетение взаимных симпатий и экономических преимуществ» стоит включить позицию одного из генеральных заказчиков – Китая. Его растущей экономики как воздух необходим этот транспортный коридор, он готов даже за собственный счет проложить часть пути на территории Казахстана.
- Если вопрос о прохождении транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай» по территории нашего региона решится положительно, то это позволит обеспечить растущие потребности экономики нашей области, обеспечит развитие единой эффективной транспортной инфраструктуры, - отметил Ю. Калюжный.
ФГУП «Оренбургские авиалинии» ждут перемены. Аэропорты перейдут в областную собственность. Уже намечено строительство второй взлетно-посадочной полосы в Оренбургском аэропорту, что позволит принимать все виды самолетов, увеличить количество транзитных маршрутов через Оренбург. Это, кстати, может повлиять и на «Оренбургские авиалинии», их ценовую политику по отношению к авиапассажирам. Министр не исключает, что к нам придут и другие авиаперевозчики, а при честной конкуренции частенько выигрывает потребитель.
Еще одной важной задачей является наращивание инвестиций. Сегодня в Оренбуржье реализуется с десяток крупных инвестиционных проектов, которые у всех на слуху. Их количество быстро увеличивается, а сумма инвестиций приближается к цивилизованным пропорциям. Выход на 100 млрд. рублей в год говорил бы о том, что оренбургская экономика действует по международным стандартам. Пока же объем инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается в 70 млрд. рублей, с ростом на 15,6 процента к предыдущему году.
Кадровая проблема для новой растущей экономики – это проблема не только Оренбуржья, но и всей России. В министерстве держат на контроле эту проблему, реализуя сразу несколько моделей подготовки профессиональных рабочих ведущих специальностей, а также и инженеров-технократов.
По просьбе нашего корреспондента министр промышленности и инноваций озвучил два варианта прогноза развития экономики области на 2008 год: пессимистический вариант рассчитан на рост в 6 – 7%, оптимистический – не меньше 10%.
Анализируя некоторые важные тенденции, суммируя факты, редакция «ОБ» все же склонна считать «оптимистический сценарий» той нижней планкой, которую может взять региональная экономика в этом году. Вот несколько аргументов.
Реализация национального проекта в АПК уже обязана дать свои плоды. Производство мяса в запущенных и готовых к запуску животноводческих комплексах, кормовая программа, оснащение новейшей, в том числе и зарубежной техникой, формирование центров с эффективными агрособственниками – это, да и не только, дает надежду, что в АПК и сельхозпереработке грядут коренные изменения, и этот год должен продемонстрировать реальные результаты национального проекта. Вот и Гоча Годердзиевич Заридзе уже держит руку над кнопкой пуска нового молокоперерабатывающего завода в Оренбурге, который на новой технической и технологической основе возродит крупнейшее предприятие Оренбуржья.
Вслед за металлургами, стали подниматься машиностроители. ЮУМЗ, Орский машиностроительный завод, «Гидропресс», «Стрела», холдинг «УралЭлектро» - стоит ли перечислять адреса «точек стабильного роста». Не забудьте международный проект, производственный старт которого намечен на этот год, – это Орский механический завод, продукцию которого уже сейчас можно причислить к областному списку продукции, которая конкурентоспособна на мировом рынке. Этот проект осуществляется под контролем Президента РФ. Бытовые холодильники и плиты, мотор-компрессоры, газовые баллоны высокого давления. Один этот орский завод после его запуска заметно изменит картину роста отрасли и экономики региона в целом.
Металлурги явно перекроют планку прошлого года: посмотрите, что для этого делают на «Уральской стали» и «Южуралникеле», Медногорском медно-серном.
Не стоит забывать о жилищном строительстве и производстве строительных материалов – а за этим десятки нехилых предприятий, в развитие которых уже вложены инвестиции. Миллиарды бюджетных рублей уже запланированы на продолжение строительства спортивных комплексов, а вслед за ними домов культуры на селе. Попытки выстроить ипотеку и дать ей новый импульс, программа «Сельский дом»…
Слишком много идей, проектов и планов, их реализация пересекаются в этом году. И это не дает оснований считать «оптимистическим» то, что должно быть нормой. Не часто сходятся в одну точку многие благоприятные факторы экономики. Тем более что на политическом фронте штиль – несмотря на выборы.