Миссия ОАО «Завод бурового оборудования»: «Быть надежным партнером всем, кто занимается буровыми работами!».
На информационных стендах Завода бурового оборудования помещена листовка под броским названием «Сенсация!!!». 20 марта был заключен первый контракт на поставку труб для казахстанского подразделения крупнейшей в мире транснациональной сталелитейной компании Mittal Still. Ее представитель посетил завод и «оставил самые приятные и положительные впечатления» как о коллективе предприятия, так и о его продукции. Контракт на 200 тысяч долларов США, сами понимаете, действительно событие не ординарное. Очевидно, специалисты ОАО «Завод бурового оборудования» включат эту сделку в рейтинг ключевых клиентов – но это будет уже по итогам 2008 года. Сегодня стоит разобраться в причинах столь знаменательного события.
«Поздравляем с удачными перспективами»
Генеральный директор ОАО «Завод бурового оборудования» Александр Медведев проводит по кабинетам административного здания, знакомит с присутствующими специалистами, отходя в сторонку, как бы предлагая: задавайте свои каверзные вопросы и – делайте свои собственные выводы, я вам ничего не навязываю. Вместо комментария к увиденному, Александр Константинович предложил отчет о работе предприятия в 2007 году, который предназначен для акционеров Общества. Поэтому столь оригинальный диалог можно назвать весьма откровенным и насыщенным фактами и деталями.
«Родители» заводской сенсации – менеджеры отдела продаж. Они обязаны обеспечить заводу отгрузку продукции заказчику на сумму в 1 миллион рублей в день. Об этом говорит начальник отдела Людмила Ивановна Островая. В прошлом году объемы продаж увеличились на 192,1% по сравнению с 2006 годом, завод отгрузил потребителям продукции на сумму 173,1 млн. рублей.
Людмила Островая подводит к карте России и ближайшего зарубежья. Флажки пяти цветов говорят о персональных регионах действия менеджеров отдела и специалиста кол-центра. Чем они занимаются каждый день? Индивидуальными контактами со своими клиентами и поиском новых. В рейтинге ключевых клиентов ОАО «Завод бурового оборудования» в прошлом году на первое место вышла алмазодобывающая компания «АЛРОСА» - контактами с нею занимается менеджер А.А. Пчелинцева. В прошлом году ей удалось сделать клиентом завода крупное предприятие «Анкер Гео» - «новичок» занял 7 место в кругу самых крупных заказчиков.
У менеджера Л.А. Лаврентьевой есть свой персональный партнер, которого она «ведет» третий год. В 2006-ом и 2007 годах в рейтинге ключевых клиентов «Геомаш-Центр» стабильно занимает второе место.
Третью строчку рейтинга занимает менеджер Н. Влазнев с «Уралгеоснаб». За год рейтинг предприятия поднялся с 6 на 3 место – это явный успех. Как изменится рейтинг менеджера и ключевых клиентов в 2008 году? Ведь это он, Николай Влазнев, создал сенсацию, которой гордится весь завод. Специалист с высшим образованием, он решил еще раз поучиться в ВУЗе, чтобы полнее представлять все тонкости производства и применения бурильного оборудования.
В принципе, Николай и его коллеги задают ритм «биению сердца» - производственной программе Завода бурового оборудования. Основными потребителями продукции завода являются предприятия, относящиеся к отрасли геологии и разведки недр, горнодобывающей, строительной и нефтегазодобывающей отраслям промышленности. В прошлом году произошел заметный рост в нефтегазодобывающей отрасли. И это заметно отразилось на расширении клиентской базы ОАО «Завод бурового оборудования». Н. Влазневу удалось наладить договорные отношения с ОАО «Башнефть», а Л. Лаврентьевой - с ООО «Буровая компания «Евразия». Доля продаж только этих двух компаний в общем объеме продаж «нефтяного» сегмента - 74%.
Рейтинг ключевых клиентов завода и их кураторов наглядно демонстрирует результативность усилий команды менеджеров, личный вклад каждого из них. Рейтинг охватывает лишь 43 компании, которые в совокупности принесли Заводу бурового оборудования 80% прибыли. Стоит отметить, что около 70% компаний из этого клиентского списка появились у завода только в 2007 году. Пожалуй, это убедительные факты эффективности работы менеджеров. Но у них есть коллеги, с которыми необходимо работать «в связке».
Курс на импортозамещение
Изучение рынка и потребностей заказчиков заставляет маркетологов подталкивать творческие процессы в конструкторско-технологических службах завода.
Яков Рабинович, исполняющий обязанности главного конструктора запускает программу «Компас-3Д» и на мониторе компьютера появляется трехмерный чертеж шнековой бурильной штанги. Это новая разработка заводских конструкторов, которой здесь гордятся. Для автоматизации приварки шнековой ленты был разработан и внедрён в производство специализированный стенд. Один из первых потребителей - ООО «Шахта Чертинская-Коксовая» - прислал на завод свой отзыв: «…применение штанг шнековых производства ОАО «Завод бурового оборудования» по сравнению с импортным аналогом предоставило нам не только финансовую экономию, но и более выгодные условия поставки. Штанги шнековые надежны и безотказны в работе».
Перед командой молодых конструкторов поставлена задача найти достойные ответы на новые запросы потребителей, расширять ассортимент продукции, а главное – разрабатывать импортозамещающие бурильные инструменты. С этой точки зрения группе предпринимательского НИОКРа в прошлом году удалось создать два новых продукта: импортозамещающие штанги бурильные шнековые и трубы бурильные нефтяного сортамента. Затраты на разработку составили 0,75 млн. рублей, но они практически окупились, потому что объем реализации новой продукции в прошлом году составил 13,9 млн. рублей, что составляет 8% от объема всей продукции.
Однако, чтобы сохранить завоеванные позиции, конструкторам и технологам предстоит активизировать свою деятельность. Завод заинтересован в расширении конструкторского бюро. Для оптимизации процессов проектирования и разработки технологических процессов внедрен программный комплекс «Лоцман: PLM». Александр Медведев показывает новую заводскую лабораторию, которая будет оснащена оборудованием, позволяющим проводить необходимые виды промышленного анализа как поступающей продукции, так и разработанной и произведенной на заводе. Выход на рынок бурильных труб для ТПИ и воды новых крупных компаний подталкивает оренбургский Завод бурового оборудования к поиску технологического инвестора.
Инвестиции в производство
Сегодня ОАО «Завод бурового оборудования» удерживает 30% российского рынка бурильного оборудования. Чтобы оставаться конкурентоспособным и завоевывать новые рынки сбыта, предприятие энергично внедряет новое оборудование и технологии, позволяющие уверенно выпускать качественную продукцию и увеличивать производительность труда.
Так, приобретен и внедрен в производство самоходный штабелер фирмы «Лемма» марки LM-EL 2025. Благодаря ему исключено перемещение ручной тележкой деталей и заготовок в объеме более чем на 50 тыс. тонометров. Затраты на его приобретение составили 283 тыс. руб. Модернизирован специализированный стенд для автоматизации сборки труб ТБЛ, ЛБТН-54, ТБДЛ-75. После модернизации номенклатура собираемых легкосплавных труб увеличилась на 50%, улучшилось качество продукции, автоматизированы операции, которые ранее производились вручную.
В 2007 году на предприятии разработаны два крупных инвестиционных проекта, реализация которых требует привлечения кредитных средств. К слову сказать, многие банки, действующие в Оренбуржье, проявили заинтересованность в реализации проекта завода. Однако из двух десятков предложений было выбрано наиболее выгодное: соглашение о предоставлении кредитной линии на приобретение сварочной машины Thompson 60 H (Великобритания) стоимостью в 40 млн. рублей было подписано с ЗАО «ЮниКредит Банк». Для финансирования проекта в ЗАО «ЮниКредит Банк» открыта возобновляемая кредитная линия с лимитом 6,5 млн. руб. и сроком действия 12 месяцев. Сварочная машина будет поставлена на завод в 4 квартале нынешнего года.
Второй проект касается создания экспериментального прототипа системы автоматизированного производства
изготовления деталей замковых соединений. Общая стоимость проекта 35,3 млн. руб. В его рамках планируется приобретение шести токарных станков Hardinge TALENT 10/78 (GS 250). В эти дни на заводе готовится специальная площадка, где первый токарный станок будет установлен и запущен в ближайшее время.
Оба проекта представлены на конкурс инвестиционных проектов в рамках областной программы «Развитие машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2008-2010 годы» с целью возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по привлеченным на их реализацию кредитам.
Но не только в переоснащении техпарка видят на заводе резервы повышения производительности. С октября 2006 года на предприятии развернуто внедрение программы «Бережливое производство» на основе опыта организации труда компании «Тойота». В мировой практике этот опыт получил название «Learn Production». Программа позволяет избежать 7 видов потерь: перепроизводство, избыточные запасы, простои и ожидания, лишние этапы обработки и транспортировки, ненужные движения людей, переделка и брак. За прошедший период затраты на программу составили 1,2 млн. руб., а эффективность вложений составила 0,48 млн. руб.
При увеличении номенклатуры и объемов производства возникли вопросы точного учёта и планирования производства продукции. Наталья Васильевна Давыдова, начальник планово-производственного отдела пытается подчинить возможности английского программного комплекса «Preactor» для автоматизации оперативного производственного планирования и диспетчеризации.
- Нам удалось достичь коэффициента загрузки оборудования в 0,7. Это достаточно высокий показатель, - считает Наталья Васильевна. – Но, анализируя объемы и номенклатуру поступающих заказов, последовательность операций, можно выявить еще массу резервов. Моя задача с помощью компьютерной программы автоматизировать диспетчерский процесс и сделать оптимальными сменно-суточные задания на каждое оборудование.
Главный инструмент роста
Три последних года деятельности укрепили статус предприятия - надежного партнера всех, кто занимается буровыми работами не только в России, но и в ближнем зарубежье. За это время изменился не только производственный потенциал, но и психология людей. Точно выбранные системы мотивации и поощрения, корпоративная этика открыли доступ к главному инструменту роста компании – развитию персонала.
Главный принцип кадровой политики ОАО «Завод бурового оборудования» - сохранение ведущих сотрудников и привлечение нового персонала. И все они должны быть единой профессиональной командой единомышленников и соответствовать высоким требованиям к их профессиональному и личностному уровню. Предприятие рассматривает персонал как стратегический актив, а расходы на его развитие – как долгосрочные инвестиции в развитие бизнеса. На заводе разработаны требования и критерии к оценке образования, знаний, навыков, опыта работы и компетенции, необходимые для успешного выполнения функций как для рабочих специальностей, так и для инженерно-технических, управленческих.
Механизмом реализации этой задачи стал Учебный центр. Он работает без каникул и отпусков, потому как процесс повышения профессионализма непрерывен. Обучение происходит персонифицировано – то есть для каждого работника и сотрудника разрабатывается индивидуальная программа обучения, консультаций. Для новичков разработана своя система, которая включает Кодекс корпоративной этики, программу адаптации на заводе, пополнение профессиональных знаний и навыков для выполнения рабочих заданий. Носители знаний – это прежде всего главные специалисты компании, лучшие профессионалы производства. И в этом особенность заводского Центра – очевидно, что в ОАО «ЗБО» уже сформирована бизнес-команда и ясное понимание того, что необходимо для развития бизнеса. Эта команда и к себе предъявляет высокие требования, и формирует достойное окружение, и вновь делает невероятные вещи с собой, следуя закону барона Мюнхаузена. И так – по кругу много раз.
- Формированию такой системы мы обязаны Александру Медведеву, - признается инженер по охране труда Л.И. Лопаткина. – Я не помню в истории завода других времен, когда сотрудник или рабочий был бы так заинтересован в своем профессиональном росте, как это происходит сейчас. Люди понимают, как важно для них учиться, совершенствовать свои знания и навыки. Кстати, это поощряется и материально.
Более 400 тысяч рублей в прошлом году было направлено заводом на реализацию программ адаптации, повышения квалификации рабочих, сотрудников и управленческого персонала ОАО «ЗБО». И это одна из причин того, что темпы роста производительности труда на одного работающего в производстве в 2007 году выросла на 146,3% по сравнению с предыдущим. Параллельно выросла и заработная плата. В среднем она составляет 14844 рубля. Впрочем, генеральный директор активно выступает за переход на сдельно-премиальную оплату труда – рабочие-профессионалы явно в этом заинтересованы. К примеру, годовой доход токаря, работающего сдельно, достигает 300 – 400 тысяч рублей. Александр Константинович предложил одному из них сфотографироваться для биг-борда на фоне декларации под фразой «Пожалуй, я не ошибся с выбором завода». Рабочий опасается «наездов». И все же, уверен А.К. Медведев, носителями имиджа компании являются люди.
Под № 1
Сегодня ОАО «Завод бурового оборудования» является лидером по темпам развития среди предприятий машиностроения и занимает первую строчку областного отраслевого рейтинга. Пытаясь понять причины столь стремительных позитивных изменений, которые произошли за три последних года, невольно приходишь к выводу о том, что все это стало возможным благодаря новой системы управления. Здесь подчинены четкому регламенту практически все важнейшие составляющие: распоряжение финансами, маркетинг, обновление производства, политика импортозамещения, развитие кадрового потенциала, система мотивации высокопроизводительного и качественного труда, автоматизация процессов Жизненного Цикла Предприятия… Многочисленные Руководства и Положения не душат, а развивают инициативу людей. И потому завод, как живой организм, с оптимизмом откликается на предложенные системы ценностей и нормы корпоративного поведения.
Любопытным оказалось знакомство со студентами Оренбургского госуниверситета, которые здесь проходят практику, пишут курсовые и дипломы по темам, злободневным для ОАО «Завод бурового оборудования». Диана Баширова разработала методику прогнозирования и определения стратегических приоритетов развития завода. Александр Медведев согласился со многими выводами, к которым пришла студентка. А Александр Плужников занимается оптимизацией цеховой логистики. Кстати, некоторые идеи его предшественников уже внедрены.
- Здесь интересно и много перспектив для профессионального роста и карьеры, - говорит Александр. – И я в тайне надеюсь, что после защиты диплома меня возьмут на работу на Завод бурового оборудования.
Стоит отметить, что в прошлом году из 48 студентов, прошедших на заводе практику, пятерым повезло – они приняты и первой записью в их трудовых книжках значится ОАО «Завод бурового оборудования».