Снижение индекса промышленного производства в Оренбургской области на 8% Сергей Грачев считает не критическим. Потому как в рублях снижения нет, не увеличилось число убыточных предприятий, а задолженность по заработной плате 10 – 12 лет на одном и том же уровне. «Индекс не всегда соответствует характеру производства», - поясняет свою позицию Председатель Правления Оренбургского Союза промышленников и предпринимателей, председатель Законодательного собрания области. Меняется номенклатура производства. «Это говорит о том, как бы громко это ни звучит, что импортозамещение заработало».
«Оттолкнулись от дна»
На заседании Правления ОСПП прозвучал ряд докладов, которые, уверены, станут новой иллюстрацией для представителей власти в разговорах о положительных сдвигах в региональной экономике. Олег Портнов, директор ООО «Тюльганский машиностроительный завод», к примеру, заявил, что этот год складывается неплохо, есть заказы, выиграны тендеры на поставку буровых установок, предприятие на целый год загружено работой. Однако есть ряд проблем, которые мешают более уверенному росту. К примеру: если с мелкими буровыми компаниями тюльганское предприятие успешно сотрудничает, то с «крупняком» с государственным участием не получается. Дело не только в том, что крупные заказчики не разбивают тендеры на более мелкие поставки, но и в том, что они откровенно кредитуются за счет малого бизнеса, причем под нулевую ставку. Доказательство тому – пример прошлого года, когда «Роснефть» заключила контракт с «Уралмашзаводом» на поставку 15 буровых установок грузоподъемностью 320 тонн. Тюльганцы такой объем не могут осилить, они готовы произвести за год лишь 3 – 4 подобных установок, да и те – в кредит, потому что «Роснефть» производит оплату только через 60 дней после подписания акта приема-передачи продукции. Поэтому об участии малого и среднего бизнеса в госзакупках можно лишь говорить как о планируемой «дорожной карте», а не реализации поручений Президента и принятых Постановлений. Именно поэтому придется ждать долго нового уровня технологического и технического развития Тюльганского машиностроительного завода.
Накопить «жирок» для развития не получается и у оренбургского завода «Гидропресс».
– За прошедшие 3-4 года заводом «Гидропресс» было изготовлено и поставлено более 250 единиц гидравлической техники, - рассказывает генеральный директор Александр Великий. - Гидравлические прессы являются импортозамещающей продукцией. Уникальными гидравлическими прессами произведено и производится переоснащение многих предприятий оборонного комплекса, Росатома, РЖД и других отраслей экономики России. Нам удалось расширить номенклатуру по усилию до 2000 тонн. В настоящее время в стадии согласования крупные заказы для Адмиралтейской верфи, МЧС… За последние годы мы подтянули технический уровень нашей продукции, которая
соответствует лучшим мировым аналогам. В прошлом году первый тендер состоялся только в августе, до этого мы доделывали заказы 2014 года и работали на склад. Тот «жирок», который заработали за последние 3-4 года, мы проели, и вышли к сентябрю с очень неблаговидным положением. Нигде нет 100-процентной предоплаты, в лучшем случае мы получаем 30 - 50 процентов в качестве аванса. Я обратился в пять банков, предоставил им заключенные с заводом контракты, залог, просил всего 15 миллионов. Все в один голос ответили: у вас упали обороты. Зачем бы я тогда пошел за кредитом, если бы всё было хорошо? В конечном итоге все, сославшись на инструкцию, отказали. Мы прошли этот сложный период, но из-за отказов в кредите по году мы потеряли порядка 20 процентов объемов производства.
Еще одна «засада», характерная для нынешних отношений «бизнес – бизнес»: один из крупных заказчиков должен был оплатить поставку «Гидропресса» 10 декабря 2015-го, но сделал это только 28 февраля.
- С уверенностью могу сказать, что сейчас мы оттолкнулись от дна, загружаем
производственные мощности, - не теряет оптимизма А. Великий. - Сейчас пришло время участвовать в программах по техперевооружению, составлять свой инвестиционный проект.
Кто поможет «мелким»?
Гендиректор ОАО «Гидропресс» не уточнил, способен ли завод на собственные средства провести техперевооружение, по силам ли банковские кредиты. Да, «участвовать в программах» можно, хотя бы теоретически. Областной министр экономического развития, промышленной политики и торговли всячески уклоняется от прямого ответа на вопрос, сколько же бюджетных средств выделяется на поддержку машиностроительной отрасли. В прошлые годы на субсидирование процентных ставок по кредитам на техперевооружение денег хватало предприятиям, пересчитать которые хватит пальцев рук. Сейчас министр постоянно «переводит стрелку» на федералов, которые создали новые инструменты господдержки. Вот только суммы средств не внушают оптимизма. Это – во-первых. Во-вторых, федералы ждут миллиардных проектов, на масштаб которых вряд ли может замахнуться тот же Тюльганский завод или «Гидропресс». Нет, конечно, мечтать – не вредно, но ведь и разум никто не потерял, да и чувство самосохранения кое к чему обязывает. В прошлом году одному из оренбургских молокоперерабатывающих заводов федералы обещали компенсировать часть процентной ставки по кредиту на модернизацию производства. Сейчас завод «работает на банк» и боится «портить отношения» в надежде, а вдруг федералы вспомнят о договоренности перед инвестором, включенном в реестр приоритетных.
Оренбургские промышленники отмечают, что в области лишь на бумаге созданы нормативная база, программы развития, но без реальных денег всё это не работает. Есть понимание и того, что на федеральном уровне могут быть рассмотрены только крупные проекты. А кто поддержит «мелких»?
– Мы ходим вокруг да около, пора уже говорить конкретику, - считает Александр Куниловский, генеральный директор ЗАО «Строительно-инвестиционный холдинг «Ликос». - По форме у нас всё неплохо, а по содержанию хило получается. У области ресурсы весьма ограничены. Поддержку могут получить 100 - 150 малых предприятий в год, более крупному бизнесу тоже рассчитывать не на что. Мы полтора года уже живем в кризисе – это всем ясно до слез, а Правительство РФ не может утвердить антикризисный план. При этом приводятся цифры просто смешные для России.
- На самом деле не надо государственных денег. Это, по большому счету, поддержка
штанов. Развитие экономики никогда не базировалось на государственных деньгах –
это иллюзия. Сегодня мы имеем с вами один мотиватор, который может привести к успеху в экономике, – это внутреннее потребление, - подчеркнул в своем выступлении на заседании Правления ОСПП А. Куниловский. - Слава Богу, что наши предприятия заработали. Для того чтобы экономика развивалась, не хватит ни областных, ни федеральных государственных денег. Надо сделать доступными деньги, которые есть на рынке. Банки не знают, кому давать деньги – миллиарды лежат.
Политику Центробанка, кажется, не критикует только ленивый. Величина ключевой ставки, ужесточение требований к банкам по резервам и обеспечению кредитов – это не полный перечень причин недоступности заемных средств на развитие экономики. Спорно и влияние Центробанка на сдерживание инфляции.
- Мы в производстве буровых станков применяем оборудование, которое в основном поставляется из Китая и других стран. Отечественные комплектующие почему-то в прошлом году росли в цене вместе с курсом валют, - поделился своими наблюдениями гендиректор Тюльганского машзавода. А от себя добавим: индекс цен производителей промышленных товаров в Оренбургской области за 2015 год вырос на 20,4%. Не кажется ли вам, что в этой двузначности заложены и ключевая ставка Центробанка, и цена заемных средств, да и неуверенность в завтрашнем дне?
Ах, эти рейтинги…
Какие выходы предлагает Правление ОСПП? Искать новые ниши, взаимодействовать с наукой, принимать участие в выставках, повышать качество трудовых ресурсов… А главное – «активизировать работу по включению проектов развития предприятий в федеральные программы господдержки, корпоративные планы импортозамещения» (цитата по документу – ред.).
Сергей Грачев отметил, что Минпромторг РФ оценивает регионы по количеству представленных проектов импортозамещения, но не сказал, по каким критериям регионам оценивать федеральное ведомство. 43 российских региона представили федералам 1 878 проектов, треть из них принадлежат самым активным: Тверская область (222 проекта), Удмуртия (150 проектов), Свердловская область (126 проектов), Татарстан (121 проект). «От Оренбургской области всего 40», - с сожалением отметил руководитель ОСПП. Ну и что? Зато Оренбург занял 406 позицию среди 442 инновационных городов мира в рейтинге Innovation Cities Index, составленном австралийским агентством 2thinknow. В первую сотню вошли Москва и Санкт-Петербург (в Минпромторге РФ они, кажется, не в лидерах?). В третьей и четвертой сотне австралийского рейтинга также оказались Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Красноярск, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград, Пермь, Саратов. Почему же Тверь и Ижевск обделены признанием столь уважаемого австралийского рейтинга?
На заседании Правления ОСПП Сергей Грачев утверждал, что сводный индекс деловой среды в январе повысился.
- Самое сложное, когда всё непонятно, как в прошлом году, - прокомментировал Председатель Правления, продемонстрировав вершины дипломатического политеса. – Сейчас всё понятно, и нам надо работать.
Впрочем, он привел и данные личной оценки делового климата оренбургских предпринимателей, она и в прошлом году была ниже нейтральной зоны, а в январе опустилась еще на 20 п.п. Надо ли это объяснять особым менталитетом оренбуржцев? А что на федеральном уровне?
Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) тоже сделали очередной замер и определили: деловой климат в промышленности России по итогам февраля 2016 года заметно ухудшился. Впервые с марта прошлого года эксперты зафиксировали снижение основного его индикатора - индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). По сравнению с январем 2016 года он снизился на 1 процентный пункт (п.п.), опустившись до отметки -5%. Главной причиной падения ожиданий промышленников в ВШЭ назвали такой
фактор, как «неопределенность экономической ситуации в стране». А вот С. Грачев считает, что «сейчас всё понятно».
Как это у классика? «Все врут календари»?
Что, кроме лестных слов?
По большому счету, наш выход на заседание Правления ОСПП был связан с повесткой дня, вернее с тем, что в ней оказалось в скобках: «О задачах бизнес-сообщества по повышению качества оренбургской продукции и услуг в условиях импортозамещения (Областные программы «Оренбургское качество», «Рейтинг надежности» и др.). (ВЫДЕЛИТЬ П/Ж и ….) Начало заседания было обнадеживающим.
- К сожалению, пока еще не удается переломить ситуацию с приоритетным потреблением местной продукции на внутрирегиональном рынке, - заявил С. Грачев. – Для решения этих проблем стоит задача кардинального изменения подходов к программам поддержки местных товаропроизводителей, в том числе «Оренбургское качество». Целью программы является создание конкурентных преимуществ товаров, произведенных на территории области и создания у потребителей устойчивых предпочтений в покупке местных товаров.
Сейчас ОСПП занимается регистрацией товарного знака «Оренбургское качество» и Положения о присвоении этого знака. В рекомендациях Законодательному собранию области есть предложение по установлению запретов и ограничений на закупку импортной продукции, а также преференций для отечественных производителей. Всё, что называется, в тему. Однако по существу на заседании Правления ОСПП выступил лишь Президент НПФ «ЭкоБиос» Марк Цинберг. Его предприятие неоднократно принимало участие в федеральной программе «100 лучших товаров России», вся продукция имеет знак «Оренбургское качество».
- А что дальше? Стимулирует ли всё это дальнейшее повышение качества, устойчивость на рынке? Если да, то в чем содействие организаторов этих конкурсов? Что, кроме лестных слов, мы получаем? – Марк Беньяминович забросал вопросами, на которые сегодня нет ответов.
Очевидно, кроме общественного признания участники-победители программ должны получать и некоторые привилегии: освобождение, к примеру, от плановых и внеплановых проверок; рассрочку по оплате налогов и сборов; снижение процентных ставок по кредитам на инновационные проекты; преимущества в сфере госзакупок и при определении господдержки на региональном уровне… И все это должно быть закреплено на законодательном уровне – федеральном, региональном. Тема, на наш взгляд, как раз о реальных инструментах поддержки успешного бизнеса. При этом бизнес ведь не требует финансирования, а просит сопроводить программы (участие в которых для бизнеса не бесплатно, но добровольно) набором конкурентных преимуществ, которые бизнес, в случае победы, получает не в виде красивого диплома, аплодисментов и постукивания по плечу.
Сегодня, кроме уже названных программ, есть и «Лидер качества Оренбуржья», «Рейтинг надежности», смысл которых также далек от экономических параметров конкурентоспособности и не гарантирует реальных преимуществ.