Пока инвесторы и инноваторы налаживали контакты на мероприятиях форума «Российским инвестициям – российский капитал» в СКК «Оренбуржье», министры, отвечающие за инновационное развитие регионов Приволжского федерального округа, обсуждали законодательные и административные возможности их общения. В малом зале областного Дома Советов прошла встреча министров экономического и научно-промышленного развития регионов ПФО с участием инвесторов.
Тон разговору министров задал Алексей Кубрин, не так давно назначенный инвестиционным уполномоченным в ПФО. Напомним, что о создании института инвестиционных омбудсменов Дмитрий Медведев заявил на заседании комиссии по модернизации экономики страны 30 марта этого года в Магнитогорске. В функции инвестиционных уполномоченных входит создание благоприятных условий для деятельности инвесторов, в том числе и зарубежных, в регионах России, прежде всего, в их отношениях с органами власти. Общаясь с региональными министрами экономики, Алексей Кубрин высказал свои соображения на этот инструмент повышения инвестиционной привлекательности регионов ПФО.
- Уже сегодня мы формируем ряд предложений о том, как мы видим институт уполномоченного в нашем округе. Ведь назначить его нетрудно, сложнее понять и определиться, как должен работать этот институт. Мы должны сделать это в каждом отдельном регионе.
По мнению Кубрина, есть три основных направления, по которым должны двигаться регионы. Первое – определиться с инвестиционными приоритетами:
- Сегодня у нас есть масса инвестиционных проектов, каждый из которых несет разную степень готовности и значимости, - отметил он. – Некоторые так и не вышли с уровня наших «хотелок» - проекты существуют на бумаге, в головах, но до сих пор непонятна их целесообразность и экономический эффект. В то же время есть проекты, которые требуют незамедлительной реализации, потому что от них зависит как экономический рост регионов, так и качество жизни наших людей.
Некоторые проекты нужны стратегически. Например, строительство транспортного коридора «Европа - Западный Китай», который должен пройти по территории нескольких регионов нашего округа. Существует множество маршрутов, по которым может пройти эта трасса, но до сих пор Министерство транспорта РФ так и не реализовало этот проект, в то время как Казахстан активно строит свой участок. А ведь этот маршрут открывает для нас фантастический потенциал!
Большая работа предстоит регионам ПФО при формировании единой базы данных инвесторов, которые готовы развивать свои проекты в регионах. Это необходимо для того, чтобы оценить объемы инвестиционного капитала, которые могут прийти в регионы, определить потенциально интересные отрасли, а также оценить надежность инвесторов, приходящих в регионы.
Об этом говорила и Наталья Левинсон, вице-губернатор Оренбургской области, заместитель председателя правительства области по финансово-экономической политике:
- С самого начала работы нового состава правительства мы определили инвестиционное развитие области в числе приоритетов нашей деятельности. Однако, предпринимая усилия в этом направлении, мы сталкиваемся с массой проблем. Инвесторы приезжают в наш регион, их привлекают наши климатические, природные и кадровые ресурсы, но не каждый из них приходит в область с позитивными намерениями. Конечно, мы нацелены на порядочного инвестора, также как и инвестор настроен на порядочных чиновников. Но, разбираясь детально в их предложениях, на что уходит немало времени, мы зачастую приходим к выводу, что ничего нового и действительно необходимого нашей экономике они не дают. А если и дают, то в отраслях, которые у нас уже давно развиты.
К примеру, перед всеми регионами не только России, но и мира, стоит проблема переработки отходов. К нам уже приезжали многие иностранные инвесторы, предлагая различные проекты мусороперерабатывающих комплексов. Начинаем разбираться, считать и приходим к выводу, что инвесторы совершенно не понимают нашей специфики. Поэтому и необходима координация инвестиционного процесса на уровне Приволжского федерального округа, чтобы мы могли не тратить время на недобросовестных инвесторов, а рассматривать предложения тех, кто действительно настроен работать конструктивно.
Третье направление, в котором предлагает работать инвестиционный уполномоченный в ПФО, - создание инвестиционного фонда на уровне Приволжского федерального округа, который будет аккумулировать финансирование на реализацию инвестпроектов.
- Рассчитывать на то, что федеральные средства польются нескончаемым потоком на регионы, сегодня не приходится, - отметил Алексей Кубрин. – Поэтому мы должны искать их у себя. В некоторых регионах эта работа уже ведется. Так, в Оренбуржье создана ОАО «Корпорация развития Оренбургской области». Кроме того, уже два года в ПФО работает ассоциация экспертного обеспечения инвестиционных проектов ПФО, которая занималась разработкой стратегии развития Приволжского федерального округа до 2020 года. Не буду говорить о том, как мы искали средства на то, чтобы привлечь профессиональных экспертов для разработки стратегии. Это известно каждому сидящему здесь министру. Но так работать нельзя. Сегодня в нашей стратегии необходимо прописать механизмы формирования инвестиционного фонда ПФО, чтобы они были утверждены Правительством РФ (так, как это сделано в стратегиях развития Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов), потому что без такого фонда заниматься сопровождением инвестиционных проектов невозможно.
Слушая предложения Алексея Кубрина, каждый министр определился с фронтом работ в своем регионе. Предложения и мнения высказали практически все участники: несмотря на общность интересов, каждый регион в инвестиционном и инновационном отношении развивается по-своему, ведь различны наши стартовые возможности (географическое положение, климатические особенности, природные ресурсы, научный потенциал и др.). Общее мнение высказал министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев:
- Самое главное препятствие, стоящее перед иностранным инвестором в России, – административные барьеры. Ни для кого не секрет, сколько времени уходит на оформление разрешений на строительство или эксплуатацию земельных участков, зданий и пр. Необходимо совершенствовать федеральное законодательство, но при этом мы знаем, каковы сроки реализации законодательных инициатив в Государственной Думе. Кроме того, занимаясь подготовкой многочисленных стратегий – инвестиционной, инновационной, программ социально-экономического развития на разные периоды и пр. – мы усложняем свои управленческие задачи, не добиваясь существенных изменений. Ведь, по сути, любая стратегия социально-экономического развития региона по определению должна быть инновационной, а значит, включать в себя мероприятия по привлечению инвестиций и развитию инновационного потенциала. Хочется, чтобы Министерство экономического развития РФ нас в этом услышало.
В процессе обсуждения все участники, среди которых были действующие и потенциальные инвесторы, признали, что заниматься инновациями необходимо. В каждом регионе этот процесс идет последовательно и разнообразно. Создается инновационная инфраструктура, строятся бизнес-инкубаторы и технопарки, открываются различные фонды и центры, формируется региональная нормативно-правовая база. Однако за этими мероприятиями иногда плохо виден результат, а именно реально открывающиеся производства, лабораторные образцы инновационной продукции, вымы реальных капиталовложений, приходящих в регионы.
Зачастую это происходит и из-за отсутствия грамотно составленных проектов для зарубежных инвесторов и финансовых средств.
- В настоящее время инновационный процесс в России ограничивается лишь строительством и содержанием инфраструктуры, - отметил Георгий Медведев, вице-президент Ассоциации региональных банков России. – На это тратятся серьезные капиталовложения, а результат мало заметен. Очевидно, что на этапе старт-апа инновационного проекта банки не могут выступать инвесторами, эта роль полностью принадлежит государству. А на этапе промышленного образца мы готовы участвовать, но нужно четко хеджировать риски между разработчиками, государством, заинтересованным в инновационных продуктах и рабочих местах, и банком-инвестором. Только такой альянс сдвинет инвестиционный процесс в России.
Таким образом, устранить сегодняшние препятствия инвестиционного и инновационного прогресса России можно лишь комплексным подходом: необходимо усовершенствование федерального законодательства, поддержка региональных инициатив и кооперация всех заинтересованных сторон – инвесторов, инноваторов и органов власти. Очередной шаг уже сделан: все предложения и рекомендации, которые были предложены министрами на встрече в Оренбурге, переданы в необходимые инстанции с перспективой дальнейшей реализации.