1 июня 2011 года во всех высших учебных заведениях России начали работу приемные комиссии. В 2009-2010 годах 1 115 государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования России приняли в свои стены почти 1,4 миллиона абитуриентов. Студентами оренбургских вузов стали почти 18 600 человек, при этом школы региона выпустили лишь 11 900 учеников. Чем же привлекательны высшие учебные заведения области, что за нашим образованием приходят не только оренбуржцы, но и жители других регионов?
В Оренбургской области, по данным Росстата, в 2009-2010 учебном периоде насчитывалось около 85 000 студентов. Это означает, в каждой тысяче оренбуржцев 40 человек грызут гранит науки в стенах вузов. На официальном сайте Министерства образования Оренбургской области представлен список из 24 высших учебных заведений: среди них 6 государственных, 1 негосударственный вуз, 10 филиалов государственных и 7 филиалов негосударственных вузов. В негосударственных вузах обучается почти 15 % всех студентов Оренбуржья.
Для региона, в котором проживает 2,1 млн человек, количество высших учебных заведений более чем приличное, особенно если учесть, что многие вузы во многом дублируют друг друга и предлагают обучение по одинаковым направлениям. Впрочем, эта проблема актуальна для всей образовательной системы страны: пресловутый избыток юристов и экономистов и дефицит рабочих и инженерных кадров тормозят нашу экономику, развитие новых производств, внедрение современных технологий и пр. Словом, то, что относится к модным сейчас терминам «модернизация» и «инновации», пока делать некому.
«Трудности» бакалавриата
Приемная кампания вузов на 2011-2012 учебный год впервые пройдет по новой системе набора абитуриентов. Россия окончательно присоединилась к европейской двухуровневой системе образования, поэтому уже сегодня абитуриенты поступают на бакалавриат. Исключение сделано только поступающим в медицинские, военные и творческие вузы.
Таким образом, завершились многочисленные споры о необходимости реформирования российского высшего образования и вступлении в Болонский процесс, которые гремели на протяжении последних пяти лет. В единое Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) Россия вступила еще в 2003 году, подписав Болонскую декларацию. Тем самым наша страна взяла на себя обязательства реформировать национальную систему образования, осуществив в 2010 году переход на двухступенчатую систему высшего образования (или циклы обучения) – бакалавриат и магистратуру.
В 2003 году российская общественность к этому нововведению отнеслась неоднозначно. Большинство абитуриентов и их родителей вообще смутно представляли себе, что такое Болонский процесс, или ровным счетом не знали о нем ничего. Говоря откровенно, до сегодняшнего дня смута, непонимание, а потому недоверие остаются.
Скептики новой системы, среди которых были многие ректоры, эксперты и преподаватели (например, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Cадовничий) высказывали сомнения в качестве образования, которое студенты будут получать по программам бакалавриата 4 года против 5-6 лет обучения прежних специалистов. Однако говорить однозначно, что отмена специалитета приведет к снижению качества образования, нельзя. Хотя бы потому, что сравнить уровень специалистов и бакалавров можно будет только тогда, когда будет выпущено достаточное количество последних. Но пока этого не произошло. К тому же, настолько ли важным является срок обучения и зависит ли от него уровень выпускника вуза?
Отметим, что в Оренбурге с 2003 года бакалавров выпускает оренбургский филиал Всемирного технологического университета. Первые бакалавры экономики и менеджмента получили свои дипломы после обучения по сокращенным программам (2,5 года) на базе высшего образования. Сегодня бакалавриат открыт на всех направлениях обучения университета, в том числе и в технических специальностях.
- Бакалавриат и магистратура – это мировые стандарты высшего образования, а в нашем вузе бакалавриат был открыт с самого начала, - говорит Игорь Белов, директор оренбургского филиала ВТУ. - Поэтому у нас нет того непонимания и критики, которые свойственны представителям вузов, переходящих на новую систему только в этом году. Я убежден, что бакалавриат обладает массой преимуществ. Прежде всего, выпускник школы при поступлении имеет возможность выбора: при входе он выбирает не конкретную специальность, как это происходит сейчас, а обучается по одному из общих направлений: экономика, строительство, энергетика и пр. На первых двух курсах студент получает базовое образование, а далее выбирает конкретную специализацию. К примеру, в экономике это бухгалтерский учет, налогообложение и т. д.
Недоверие к новой системе в российском обществе посеял миф о бакалаврах как «недоспециалистах», которых, якобы, ни один работодатель не возьмет на работу. Однако в Закон РФ от 10.07.1992
№ 3266-1 «Об образовании» в редакции от 02.02.2011 г. написано: «Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» - на базе бакалавриата».
- В новой системе очень много времени отводится на самостоятельную работу студента, - говорит Вячеслав Нефедов, директор Оренбургского филиала НОАНО ВПО «Институт бизнеса и политики». – Под руководством методистов деканата разрабатывается программа, по которой он проходит обучение, накапливая кредиты – определенное количество часов по той или иной дисциплине. Таким образом, прежняя пятибалльная система оценки студента себя изживает. Несомненно, плюсы в бакалавриате есть, но, я думаю, уйдут годы, пока эта система приживется в нашей стране. Скорее всего, со временем будет пересмотрен перечень специальностей, по который останется специалитет.
- Двухуровневая система подготовки приведет к резкому снижению уровня знаний у большинства выпускников (бакалавров), - прогнозирует, в свою очередь, Михаил Полшков, директор Оренбургского института (филиала) МГЮА имени О. Е. Кутафина, - так как вынудит отказаться от специализаций и будет ограничена базовым объемом знаний. Это означает, что при поступлении на работу выпускник должен будет пройти дополнительный курс обучения по специализации. Где он будет его проходить, кто это будет финансировать – неизвестно. Кроме того, применительно к юриспруденции до сих пор не определено, какие должнос ти сможет занимать бакалавр, а какие магистр.
- Как технический вуз мы ориентируемся на подготовку грамотных специалистов, в которых нуждается нефтегазовая отрасль, - продолжает Борис Сперанский, директор филиала Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Оренбурге. - Как предприятия воспримут бакалавров, пока реакция неоднозначная. Чтобы не разрушить техническое образование, которое складывалось десятилетиями в системе подготовки инженеров, мы готовим новые учебные планы для бакалавров, предусматривающие профилизацию с учетом требований передовых предприятий отрасли. В них появились новые дисциплины, соответствующие современному развитию науки, больше внимания уделяется компьютерному моделированию процессов добычи, транспорта и переработки нефти и газа, проектированию, новейшим автоматизированным системам управления производством. В целом, будет ли новая система образования более современной, зависит от того, насколько успешно мы сможем ее адаптировать к нашим условиям и совместить с новыми формами образования, например, с дополнительными образовательными программами, позволяющими уже на старших курсах вуза или после бакалавриата получать дополнительную квалификацию.
Таким образом, несмотря на то, что бакалавриат уже шагает по стране, кроме его сторонников, немало тех, кто не уверен в его целесообразности. Что касается магистратуры, то у большинства вообще нет ясного представления, как должно быть организовано обучение магистров. Кроме того, до сих пор не ясен вопрос, будет ли обучение в ней бесплатным.
Престижно и не очень
Бакалавриат или специалитет – сегодняшнему выпускнику школы все равно интересно высшее образование. После введения ЕГЭ как универсального вступительного экзамена во все вузы страны высшее образование стало более доступным. Прежде всего, абитуриентам открылись двери престижных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов страны.
Впрочем, престижные вузы есть и в регионах, о чем говорит статистика приемных комиссий. В то же время конкурировать в цифрах небольшие региональные вузы или филиалы российских вузов с такими образовательными гигантами, как, например, Оренбургский государственный университет, конечно, не могут. При этом обучаться в них, может быть, не менее престижно.
Престижность вуза – вообще категория субъективная и относительная. Преимущества небольших вузов продиктованы их размерами: обеспечить качество образования 1 000 или 40 000 студентов, - безусловно, разные весовые категории. Но большие вузы обладают и большими материально-техническими ресурсами, оборудованием, лабораториями, материалами и прочей базой для проведения не только теоретических, но и практических занятий.
Для современного абитуриента первостепенное значение имеет, скорее, престиж специальности. Экономика, менеджмент, маркетинг, юриспруденция, несмотря на переизбыток выпускников, все равно остаются востребованными направлениями. В последние годы к ним добавились специальности, связанные с информационными технологиями: автоматизация и управление, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, информационные системы и технологии и пр.
Главным, на наш взгляд, критерием при выборе вуза должны быть перспективы трудоустройства после получения диплома о высшем образовании. В этом смысле больше «повезло» специализированным вузам, которые выпускают специалистов узких направлений, чаще технических специальностей.
Тарифы на знания
На протяжении последних пяти лет российские вузы жалуются на резкое сокращение абитуриентов, что, безусловно, связано с демографическим спадом 90-х годов. Так, в 2009 году количество принятых студентов сократилось почти на 100 000 по сравнению с приемом 2008 года. Кроме того, государственные вузы теряют в доходах и из-за сокращения бюджетных мест.
- Количество студентов, зачисляемых ежегодно на бюджетные места в наш вуз, зависит от государственного заказа, формируемого Министерством здравоохранения и социального развития, - поясняет ответственный секретарь приемной комиссии ОрГМА Игорь Афуков. - К сожалению, в последние годы количество бюджетных мест сократилось с 470 до 365 в 2010 году. Госзаказ на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием на 2011 год еще не получен, но мы надеемся, что он будет не ниже прошлогоднего.
Тем не менее государству нужно отдать должное: с 2004-го по 2011 годы сокращения проходили по таким направлениям, как «Гуманитарные науки» (на 30,6 %), «Образование и педагогика» (на 35,7 %), «Экономика и управление» (на 51,5 %). Одновременно с этим увеличивался прием направлениям «Автоматика и управление» (на 98,6 %), «Информационная безопасность» (на 63 %), «Геодезия и землеустройство» (на 56 %), «Информатика и вычислительная техника» (на 21,1 %), «Морская техника» (на 9,3 %), «Авиационная и ракетно-космическая техника» (на 1,8 %).
Поправляют баланс высшие учебные заведения с помощью платного набора. Стоимость обучения в 2011 году в среднем сохраняется на уровне 25-30 000 рублей. Отдельные вузы отреагировали на повышение оплаты на энергоресурсы, повысив тарифы на 5-10 %.
MBA по-русски
Образовательные услуги российских вузов интересны не только выпускникам школ. Ежегодно высшие учебные заведения принимают тысячи студентов на факультеты второго высшего, дополнительного профессионального образования, курсы повышения квалификации и пр. Наиболее востребовано сегодня бизнес-образование – различные курсы менеджмента, маркетинга, предпринимательства.
Пожалуй, самая серьезная мода и престиж созданы вокруг степени MBA (англ. «Master of Business Administration»). Как дополнение к высшему образованию диплом MBA дает возможность овладеть самыми передовыми компетенциями и навыками в сфере управления бизнесом, занимать посты топ-менеджеров крупных компаний и руководителей организаций и предприятий. В Оренбурге диплом мастера делового администрирования можно получить в нескольких учебных заведениях: среди них Школа бизнеса «AGRANT», Оренбургский государственный институт менеджмента и некоторые другие. Но квалификации, которые получат участники этих программ, принципиально отличаются друг от друга. Прежде всего потому, что лишь отдельные заведения проводят обучение по европейской квалификации, имея на это эксклюзивное право.
В то же время нужно понимать, что степень MBA, полученная в учебных заведениях России, и в Европе – абсолютно разные понятия, а значит, гарантий, что россиянин, приехавший в Европу для работы в иностранных корпорациях, будет принят с распростертыми объятиями, нет никаких. Более того, «остепененных» россиян чаще вообще не берут.
- Иметь степень MBA в России сейчас модно и даже престижно, - говорит директор Школы бизнеса «AGRANT» Ирина Сергеева. – Но истинного понимания, что дает эта степень и чем она отличается от аналогичной степени в Европе, пока нет, несмотря на то, что обучение по программам MBA проводится уже более десяти лет. Диплом мастера делового администрирования, полученный в России, дает возможность работать и применять полученные навыки только в России, для получения же европейского диплома нужно учиться в Европе, заниматься в интернациональной группе, для чего хорошо знать английский язык. С этим у большинства россиян все еще есть проблемы.
В то же время, по словам эксперта, человек, прошедший обучение по российской программе MBA, уже «на голову» выше других управленцев, получивших российское академическое высшее образование.
- В основе обучения европейской программы MBA, которое мы проводим, лежит принцип «минимум теории, максимум практики», - продолжает Ирина Сергеева. - Применение изученнного материала непосредственно в своей работе начинается уже в первые недели занятий. Обучение проходит в небольших группах. Участники самостоятельно изучают темы своей программы, а затем отрабатывают ее на тьюториалах – занятиях с преподавателем (тьютором). Тьюториал длится около 5-6 часов, в течение которых развиваются навыки активного слушания, публичного выступления, участия в дискуссиях, работы в команде. Каждые два месяца Вы сдаете тьютору отчетные письменные работы, в которых с применением изученной теории анализируете определенный аспект своей деятельности и предлагаете способы ее усовершенствования. Два раза в год после завершения обучения на курсе Вы выполняете заключительное письменное задание. Каждые полгода после изучения курса Вы отправляетесь на выездную школу, посвященную обобщению изученного материала. Здесь в режиме «погружения» в течение 2,5 дней на основе многоаспектных проблем Вы отрабатываете навыки применения на практике пройденной теории. По окончании обучения Вы пишете трехчасовой письменный экзамен, в основе которого - принятие решений по предложенной учебной ситуации, то есть, Вы должны подтвердить именно умение решать проблемы, а не знание теории.
Повторимся, что для того, чтобы работать в российском бизнесе, совсем не обязательно ехать за степенью MBA в Европу. Учебные заведения предлагают программы, основанные на европейских традициях, поэтому полученных знаний более чем достаточно, чтобы стать специалистом в менеджменте, маркетинге и других дисциплинах. Это хорошо понимают те, кто уже прошел обучение по российской программе и с успехом применяет полученные компетенции в своих организациях. Среди них, кстати, немало и предпринимателей Оренбургской области, руководителей предприятий и организаций малого и среднего бизнеса и топ-менеджеров крупных компаний.
Ученье – свет, с этим никто не спорит. Где учиться - выбирайте сами. За сколько – тоже. На кого – тем более. В 2010 году информационный портал SuperJob подвел итоги рейтинга самых востребованных специальностей года. «Золотыми призерами» стали менеджеры по продажам (на них приходится 7,43 % предлагаемых вакансий). «Серебро» досталось квалифицированным рабочим (они не сильно отстали от лидера) - 6,49 %. Третье место заняли инженеры - 5,47 %. Тенденции подтверждаются: в России бурно развивается торговля, значит, менеджеры по продажам нужны. В то же время остро необходимы высококвалифицированные рабочие и инженерные кадры. Поэтому утверждения о том, что сегодня юристы, экономисты и психологи вовсе не нужны – необъективны, ведь найти на рынке труда, к примеру, грамотного юриста очень сложно. А значит, задача вузов сегодня заключается не столько в сокращении приема абитуриентов на эти специальности, сколько в повышении качества их подготовки.
Гульдар Хасанова.