Если в советские времена ответ на этот вопрос был сугубо оптимистичным, то со времен начала реформ ее месторасположение с каждым годом смещалось все в более неприглядную сторону. Какой то положительный сдвиг наметился с началом реализации национального проекта «Здоровье», новости вокруг которого в последние время как то исчезли со страниц СМИ.
Очередной виток обсуждения состояния нашей медицины, по мнению экспертов, должен возникнуть вместе с переходом медучреждений области на новый формат юридического лица – автономное учреждение. Основная идея создания автономных учреждений заключается в предоставлении им значительно больших, по сравнению с бюджетными учреждениями, финансово экономических возможностей для самостоятельного развития и изменении принципов их финансирования со стороны государства. Одновременно это и повышение ответственности автономных учреждений.
Часть людей полагает, что это верный шаг на пути к платной медицине. Другая часть считает, что возможность зарабатывать не приведет к улучшению качества услуг. Третьи полагают, что государство таким образом стремится сбросить с себя непосильное бремя социальных расходов.
Так ли это? Мы попросили дать честные ответы на этот вопрос человека, который не только во многом отвечает за состояние оренбургской медицины, но и первый среди лечебно-оздоровительных учреждений области решившийся перевести свою клинику на новый формат. Гость нашей редакции – главный врач муниципального автономного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница», председатель комитета по здравоохранению ЗС Оренбургской области, доктор медицинских наук Салим Чолоян.
— Салим Бахшоевич, насколько велика обеспеченность медицинскими услугами населения Оренбургской области? Насколько, на Ваш взгляд, эти услуги качественные? И равномерно ли это качество распределено по территории области?
— На сегодняшний день в области действует 107 лечебных учреждений муниципальной и государственной форм собственности. Несмотря на более высокие, по сравнению со среднероссийскими, показатели обеспеченности населения врачами и средними медицинскими работниками (45,9 и 114,6 на 10 тыс. населения соответственно (РФ 44,1 и 94,1), остается неравномерным распределение этого показателя по территориям области. Острую потребность во врачах испытывают Орск, Новотроицк, Медногорск, а также Адамовский, Курманаевский, Кваркенский, Кувандыкский и Тоцкий районы. Кроме того, наблюдается диспропорция в распределении специалистов внутри отрасли в сторону повышенной концентрации медицинских работников в стационарных учреждениях. Приток молодых специалистов в здравоохранение уменьшается с каждым годом. Средний возраст работающих в настоящее время превышает 43 года.
Основной причиной дефицита медицинских кадров является низкий уровень оплаты труда и социальная незащищенность.
Состояние дел в кадровой составляющей качества медицинских услуг является предметом реформирования и модернизации учреждений здравоохранения на протяжении ряда лет. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила обеспечить приток специалистов в участковую службу на 10,6 % (по РФ 9,7 %). Стартовавшая в 2011 г. региональная программа модернизации здравоохранения в Оренбургской области содержит мероприятия по повышению уровня заработной платы медицинских работников поликлинического и стационарного звена, подготовке специалистов будущих межмуниципальных центров для оказания доступной круглосуточной специализированной медицинской помощи. Для привлечения молодых специалистов с высшим профессиональным образованием проходит предварительную подготовку проект областной целевой программы «Медицинские кадры Оренбургской области» на 2012–2016 годы. Партийный проект «Земский доктор» будет направлен на решение проблемы нехватки врачебных кадров на селе. Молодой специалист, решивший работать в селе, получит подъемные в размере миллиона рублей. А это практически зарплата по 17 тысяч в месяц в течение 5 лет.
— Постепенно в медицине растет количество услуг, за которые надо платить. Какова доля платных медицинских услуг в общей составляющей оказания медицинских услуг? Как она, по Вашему мнению, будет меняться в ближайшее время?
Что касается бюджетных учреждений здравоохранения, то доля платных медицинских услуг на сегодняшний день в среднем по Российской Федерации (по данным Л. П. Чичерина) составляет 10 15 %.
Принятие в 2010 г. закона об обязательном медицинском страховании и планируемое принятие в октябре текущего года законопроекта «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» закрепляет право пациента на получение бесплатной качественной и доступной медицинской помощи вне зависимости от территории проживания в рамках государственных гарантий ее оказания, в любом лечебном учреждении, принимающем участие в ее реализации. Платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий. Причем отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи.
По моему мнению, платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях здравоохранения не должно быть вообще. Но для этого должно быть бездефицитным финансирование государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, тариф медицинской услуги должен полностью покрывать расходы медицинского учреждения на ее оказание. В настоящее время ведется работа по формированию бюджета области на 2012 г. и главной задачей органов законодательной и исполнительной власти является обеспечение полноценного финансирования гарантий государства на оказание бесплатных медицинских услуг населению.
— А как Вы лично относитесь к тому, что даже при бесплатных услугах люди вынуждены платить медработникам? Нужно ли и можно с этим бороться? И как?
— Я уже отметил, что вопрос о кадровой политике в здравоохранении является самым острым. Главная причина нехватки медицинских кадров – низкая оплата труда, и как следствие ситуация наличия «черного нала». Несмотря на то, что зарплата в этих видах деятельности за прошедшие пять лет увеличилась в номинальном выражении почти в три раза, на фоне роста потребительских цен на товары и услуги реальный коэффициент ее роста невелик. Как можно прожить, если базовый оклад врача составляет 3 941 руб. в месяц, медицинской сестры 2 876 руб. при среднем показателе прожиточного минимума по Оренбургской области 5990 руб.? Средняя начисленная заработная плата работников системы здравоохранения Оренбургской области на сегодняшний день составляет 9,5 тыс. руб. А ведь у каждого медработника на руках находятся по 1—2 иждивенца.
Но убежден, что повышение заработной платы не должно достигаться увеличением количества совмещаемых ставок, оно должно быть увязано с показателями оценки деятельности медицинских работников.
— Как скажется на доступности медицинских услуг переход медучреждений в список автономных? Не будет ли увеличение доли платных услуг за счет сокращения объема бесплатных? Не грозит нам ситуация приватизации бюджетных лечебных учреждений?
— Никакой приватизации имущества не будет, все недвижимое и особо ценное движимое имущество остается в собственности учредителя (муниципалитета или области).
Вне зависимости от того, автономное учреждение или бюджетное, гарантированные государством медицинские услуги населению оно обязано предоставить бесплатно, с обязательным соблюдением стандартов и порядков ее оказания. Не отменяется и контроль вышестоящих инстанций за деятельностью учреждения, в том числе и по оказанию платных услуг. Условия и правила их предоставления, тарифы по прежнему будут регулироваться городскими советами муниципальных образований и управлениями здравоохранения всех уровней. Доходы, полученные от реализации платных услуг, в обязательном порядке будут направляться на совершенствование лечебного процесса, в том числе приобретение современного оборудования, внедрения прогрессивных методов диагностики и лечения Более того, автономное учреждение должно регулярно публиковать в средствах массовой информации отчеты о работе учреждения. В открытом доступе будут находиться основные показатели деятельности, информирующие пациента о качестве работы заведения.
— Расскажите, как изменилась ситуация в возглавляемой Вами больнице после получения статуса автономного учреждения здравоохранения? Какие преимущества новая форма хозяйствования дает для больниц?
— Самое главное, что бы мне хотелось отметить, в нашем учреждении произошло снижение доли платных медицинских услуг по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 38 %. И все это благодаря возможности автономного учреждения заключать договора с другими лечебными учреждения ми на предоставление медицинских услуг населению за счет учреждения, направившего пациента.
Бесспорно, перевод больницы в форму автономии дает ей больше прав и самостоятельности. Изменяется механизм финансирования автономии путем перехода с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию, на автономное учреждение не распространяет свое действие Федеральный закон No 94 «О закупках», появляется возможность самостоятельного формирования штатного расписания и определения уровня оплаты труда работников в зависимости от объема и качества выполненных работ. Правомочно заключение гражданско правовых договоров, привлечение и использование внебюджетных источников.
Это совсем не значит, что автономное учреждение пускается в свободное плаванье. В управление автономии вводится новый орган – наблюдательный совет, который ограничивает полномочия руководителя по ряду позиций. В состав нашего наблюдательного совета входят представители управления здравоохранения администрации г. Оренбурга, территориального фонда обязательного медицинского страхования, комитета по имуществу администрации г. Оренбурга, депутаты Оренбургского городского совета, Оренбургской медицинской академии и сотрудники больницы.
— Салим Бахшоевич, скажите, к чему готовиться оренбуржцам: росту стоимости услуг, росту количества платных услуг, росту качества услуг? Что ждет нас в части медицинского обеспечения?
— Сегодня, как мне кажется, как никогда в истории , развитию и совершенствованию медицинской помощи населения уделяется самое пристальное внимание как на уровне федеральной власти, так и на уровне субъектов. Всего за 2006—2010 гг. и первое полугодие 2011 г. здравоохранение области дополнительно, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», получило более 12 млрд руб. На реализацию мероприятий по модернизации учреждений здравоохранения на 2011—2012 гг. лечебные учреждения Оренбуржья дополнительно получат более 8 млрд руб.
Изменения законодательной базы, регулирующей правоотношения в медицинской отрасли, реализация мероприятий по модернизации лечебных учреждений здравоохранения, направление в здравоохранение существенных денежных потоков призвано повысить качество медицинских услуг, обеспечить их равнодоступность и гарантии на бесплатность. Начиная с 2006 г. в области число родившихся увеличилось с 23,3 до 28,7 тысяч. Число умерших уменьшилась с 32 тысяч до 29,6. Продолжительность жизни увеличилась почти на 1,5 года (с 66,1 до 67,5). Снизились показатели младенческой смертности с 9,9 до 7,1. Конечно, нам есть что совершенствовать. И поверьте, мы будем это делать.
Основные отличия и сходства автономных и бюджетных учреждений.