Издавна через 70 дней после завершения великого поста (Ораза айта) начинается Курбан-айт. Во время Курбан-айта мусульмане делают жертвоприношение. Так же, как и в Ораза айт, в первый день праздника мусульмане собираются в мечети или у одного из почитаемых аксакалов и читают айт намаз. Основной целью Курбан айта является чтение Корана и жертвоприношение в память о тех, кто покинул этот мир.
В течение трех дней айта в мечети, в домах верующих, мусульманских семьях читаются суры из Корана и молитвы, посвященные, в первую очередь, всем пророкам, а также в память родных и близких.
В первый же день праздника, после чтения праздничного намаза, приносят жертву. Традиция жертвоприношения сохранилась до сих пор. Обычно в жертву приносят овец, коз, верблюдов или коров. Другие виды животных или звери не могут быть принесены в жертву. Животные, которых приносят в жертву, должны быть здоровыми и упитанными.
Существует определенный порядок проведения жертвоприношения: жертвенное животное переворачивают на левый бок, направляя его голову в сторону Мекки, прежде чем забить животное, мулла читает молитву, закалывает животное мусульманин. Мясо принесенного в жертву животного раздается неимущим, из оставшейся части мяса готовят блюдо, которое должны отведать все домочадцы, близкие и соседи.
В древности у многих народов мира были случаи, когда в жертву приносили детей. Соблюдая данную традицию, пророку Ибрагиму было велено принести в жертву единственного сына – Исмаила. Как бы ни было тяжело Ибрагиму, но он согласился, однако Всевышний в последний момент опустил с неба огромного барана. С тех пор в жертву стали приносить животных.
Праздник Курбан айт проходит в день завершения хаджа в Мекку, в течение которого совершается обряд жертвоприношения. Хадж в Мекку является одной из обязанностей мусульманина. Совершающие хадж мусульмане в честь успешного паломничества также совершают обряд жертвоприношения.
В дни празднования Курбан айта в течение трех дней во всех домах накрывается стол. Дастархан обычно бывает по настоящему праздничным и обильным, а хозяева – хлебосольными. Любой человек, пришедший поздравить с праздником, радушно встречается хозяевами. Каждый, пришедший поздравить с праздником, произносит слова: «С праздником Курбан айт!» и должны отведать мясо животного, принесенного в жертву. Дети, пришедшие на праздник, получают небольшие подарки. Ребенка, появившегося на свет в праздничные дни, называют звучными именами: Айткали, Курбангали, Айтбай, Айтжан и так далее.
Курбан айт – один из любимых праздников мусульман села Нежинка. Мусульмкне к этому празднику готовятся заранее, приобретая овцу для жертвоприношения, готовят разные выпечки: в первую очередь, семь лепешек, баурсаки. Стараются выглядеть в эти дни нарядными, одетыми в национальном стиле: женщины надевают красивые платки, а мужчины – расшитые колпаки или тюбетейки.
Традицию празднования Курбан айта старшее поколение прививает младшему. За праздничным дастарханом собираются и стар и млад. Самыми почетными гостями являются наши аксакалы и бабушки. Они читают молитвы, произносят бата (благословления, наилучшие пожелания). Молодые поют песни задорные, шутят, рассказывают интересные, смешные истории.
За праздничным дастарханом в одной семье может собраться до пятидесяти человек. Хозяева дома уделяют каждому гостю особое внимание, воспитывают детей своим личным примером.
Мне приятно было видеть как наши ученики: Джуламановы Данияр и Алдияр, Ниятов Рамазан, Умербаевы Алтынбек, Алтынгуль, Акылбек и Бикситовы Канат и Айдана, Краденовы Алина и София и многие другие помогают родителям, своим бабушкам и дедушкам встречать гостей.
Продолжая традиции своих родителей, молодые семьи Бикситова Тлеужана Калдыбековича, Туребаева Болатбека Оспановича и дтругие приглашали за праздничный дастархан по случаю празднования Курбан айта.
Всё хорошо. Праздники любимы, народ дружный. Очень дружно начинали строить мечеть. Народ тянулся, школьники учились азам ислама, на праздничные намазы спешили родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками и внучками. Приезжали на праздничные намазы жители совхоза «Боевой», из села Каменноозерного, Пригородного, Ростошей.
Что случилось? Нет тепла в мечети, не тянется народ почему-то. Обратите внимание, пожалуйста, наши депутаты, администрация МО Нежинский сельсовет – ведь мы ваши избиратели.
Хочется поблагодарить председателя СПК «Приуральский, председателя ассоциации выпускников МБОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» Джуламанова Бекпая Айтмановича за спонсорскую помощь в приобретении национальных костюмов учащимся кружка казахского языка «Ана тили». Мы неоднократно достойно выступали в этих костюмах на сценах ДК «Газовик», ДК «Строитель», в здании татарского театра имени Файзи, ВДНХ г. Оренбурга и др. Не раз принимали участие в телемосте с г. Уральском, а также принимали гостей из г. Астаны, г. Уральска.
Пользуясь, случаем хочу поздравить всех мусульман с праздником Курбан-Айт, пожелать всем крепкого здоровья, мира, добра, семейного благополучия.
Ветеран педагогического труда, руководитель кружка казахского языка
«Ана тили» Испаева К.С.