Опять весна, опять дороги…

В Российской Федерации 1,2 миллиона километров дорог, в том числе федеральных – 50,5 тысячи километров. Это официальные цифры федерального дорожного ведомства – Росавтодора. Правда, в прошлом году Генпрокуратура, попеняв Росавтодору, сообщила, что, по данным Росимущества, общая протяженность дорог федерального значения в России составляет 411,6 тысячи километров. Но и 50, и 400 тысяч для страны все-таки маловато. Специалисты считают, что отечественной экономике в ближайшие 20 лет понадобится еще 200–300 тысяч километров трасс. Причем в первую очередь муниципальных и региональных.

– Развитая транспортная инфраструктура – это необходимое условие модернизации экономики, – говорит министр строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Сергей Домников. – Но развитие транспортной инфраструктуры – это больше, чем экономическая задача. От решения этой задачи во многом зависит международный авторитет России, самочувствие граждан, их участие в общественной жизни, экономическое и культурное единство страны. К сожалению, сегодня состояние транспортной инфраструктуры радикально отстает как от потребностей экономики страны, так и от потребностей ее граждан.

Что имеем

Согласно официальным данным 2011 года, общая протяженность сети автомобильных дорог Оренбургской области составляет 28 452 километра. Больше половины – 15 729 км – дороги с твердым покрытием. Только не путайте твердое с асфальтобетонным, которого на дорогах нашей области меньше 6000 километров. Зато по общей протяженности дорожной сети мы занимаем четвертое место в Приволжском федеральном округе и седьмое в России. По Оренбуржью проходят шесть автодорог федерального значения общей протяженностью 828,9 километра. На автодороги регионального и межмуниципального значения приходится 12 808 километров, 663 моста и путепровода (их общая длина 30 501 погонный метр) и 8896 водопропускных труб. Остальные 14 815 километров приходятся на дороги местного значения. Есть еще категория дорог необщего пользования, частных и ведомственных, но данных об этих дорогах мы не нашли. Чтобы сразу определиться с ответственностью, поясним, что за федеральные дороги отвечают федералы Оренбургский филиал ФУАД «Большая Волга», уфимское ФГУ «Управление автомобильной магистрали Самара – Уфа – Челябинск» и пензенское ФГУ ФУАД «Большая Волга». За автодороги общего пользования регионального и межмуниципального значения – Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области, организация, подведомственная Минстрою области. За остальные автодороги отвечают муниципалитеты, на территории которых эти дороги находятся. Чтобы понять, много у нас дорог или так себе, можно вспомнить такую статистическую категорию, как плотность, или густота автодорог. – Плотность региональных автомобильных дорог в Оренбуржье составляет 103 км на 1000 квадратных километров территории, – поясняет министр Сергей Домников. – Это в десятки раз ниже, чем во Франции или Германии, и в шесть раз ниже, чем в Бразилии или в Китае. Ну, это, как говорится, с чем сравнивать. Средняя плотность автодорог по России составляет около 70 километров на 1000 квадратных километров территории. Рекордсмен поэтому показателю Московская область – 636 километров. А, к примеру, в Якутии эта цифра равна 5,5 километра. Есть еще Чукотский и Ненецкий автономные округа, где плотность автодорог составляет примерно 1 километр на 1000 квадратных километров территории. В общем, налицо закономерность «чем ближе к центру, тем выше плотность». Что касается «дорожной обеспеченности» населенных пунктов, то в России около 50 000 сел и деревень не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием. В Оренбуржье не обеспечены дорогами с твердым покрытием 165 населенных пунктов. И далеко не все из них попадут под пятилетнюю госпрограмму строительства дорог с твердым покрытием к каждому населенному пункту, где живут больше 125 человек, потому что до ближайшей трассы от подобного населенного пункта должно быть не более пяти километров. И тут самое время вспомнить о главном дорожном вопросе, возникающем ежегодно с приходом весны, – о качестве дорог. Вопрос непраздный, если учесть, что «совершенствование дорожного хозяйства является важнейшей государственной задачей, от успешного решения которой зависит динамичное и устойчивое развитие экономики». Декларативная цитата из официального документа как-то не вяжется с реалиями. – На сегодняшний день износ региональных дорог области составляет 73 % и менее 40 % дорог соответствует техническим требованиям, – признает Сергей Домников. – Из 668 мостов и путепроводов, расположенных на региональных автомобильных дорогах, 20 находятся в аварийном и предаварийном состоянии и 322 в неудовлетворительном. 41 мост затопляется в период прохождения паводковых вод. Более половины автодорог не соответствуют нормативным требованиям по межремонтным срокам, в чем немалую роль сыграл финансовый кризис, следствием которого стало недостаточное финансирование дорожной отрасли. Существующее состояние дорог не дает возможность сделать экономику конкурентоспособной по причине несопоставимых с Западом транспортных издержек. За последние годы транспортная ситуация в стране изменилась принципиально: выросли объемы перевозок, нагрузки на ось транспортных средств, интенсивность движения. И сегодня уже невозможно обеспечить нормативный срок службы дорожных конструкций на основании технических решений, разработанных 10, 20, а порой и 30 лет назад. Все это привело к ухудшению состояния сети региональных автомобильных дорог.

Правовой аспект и финансирование

По мнению специалистов Минстроя области, из всех мероприятий, осуществляемых профильными органами для поддержания и развития сети автомобильных дорог области, первоначальной задачей является нормативная работа. – Долгосрочных и хорошо составленных на бумаге программ и раньше было немало, – поясняет министр Сергей Домников. – Но все же реальным импульсом в развитии дорожной отрасли на современном этапе стало принятие Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Оренбургской области», ставшего фундаментом дорожного законодательства. А до этих пор, к сожалению, дорожное хозяйство оставалось единственной отраслью экономики, не имевшей своего базового нормативного акта. Даже такое понятие, как «автомобильная дорога», не имело четкой формулировки.

Сегодня дорожники действуют в ясно очерченном правовом поле. Правительство Российской Федерации утвердило документы о классификации автомобильных дорог, нормах отвода земель, приняло ряд других нормативных актов. Немалым значением для повышения эффективности расходования бюджетных средств в дорожной отрасли является заключение долгосрочных контрактов на содержание автодорог. Важнейшая инновация в отрасли – закрепление принципа финансирования ремонта и содержания дорог общего пользования по утвержденным нормативам денежных затрат и правила их расчета.

Начался поэтапный переход на нормативное финансирование региональных автодорог.

Однако при прежних условиях финансирования реализация этого принципа могла растянуться на десятилетия. Ускорение решения проблемы – реформирование системы финансирования дорожного хозяйства. Федеральным законом внесены изменения в Бюджетный кодекс и ряд иных законодательных актов, предусматривающих создание дорожных фондов. Закон Оренбургской области «О дорожном фонде Оренбургской области» основным источником наполнения фонда определил акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог. Это немаловажно, так как Федеральная целевая программа «Развитие сети транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусматривает предоставление субсидий только на строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам в рамках программы «Обеспечение подъезда к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010–2020 годы». К развернутому комментарию Сергея Юрьевича Домникова остается добавить, что, по предварительным оценкам, финансовая масса областного дорожного фонда в 2012 году составит не менее 6,5 миллиарда рублей.

Ремонт и строительство

В России разработана стратегия развития дорожной сети до 2030 года, при составлении которой учитывались и пожелания регионов. Масштабное дорожное строительство должно идти в направлении Урала и Севера. Там находятся еще не освоенные или малоосвоенные сырьевые базы, и потому трассы в труднодоступных районах будут строиться вскладчину – федеральными дорожниками, региональными властями и добывающими компаниями.

Стоит отметить, что желание добраться до сырья мало сочетается с призывами «слезть с сырьевой иглы». И слова «в направлении Урала» не должны обольщать оренбуржцев. Имеется в виду «более сырьевой» и менее «одороженный» Урал. Строительства «с федеральным подтекстом» в рамках дорожной стратегии в этом году в области, судя повсему, не будет. Но и без этого работы на 2012 год хватит.

Создание дорожного фонда Оренбургской области позволило направить на региональные дороги области 4 765 688 тысяч рублей, из них на ремонт и капитальный ремонт дорожных объектов 1 592 496,8 тысячи рублей. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них планируется направить 1 035 451,3 тысячи рублей, в том числе на строительство 675 253,9 тысячи рублей. В рамках областной целевой программы «Обеспечение подъезда к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010–2020 годы» на 14 автомобильных дорог будет направлено 241 327,3 тысячи рублей, в том числе на строительство 183 642,3 тысячи рублей.

Коридор сменил маршрут

Если Оренбуржью маловато дорог, то у центра их чересчур много. Специалисты отмечают: чтобы изменить издавна сложившуюся радиальную систему, когда «все дороги ведут в Москву», и разгрузить столичный автодорожный узел, надо построить как минимум три скоростных дублера существующих трасс: на СанктПетербург, Минск и Нижний Новгород. Это не считая Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) и две – три хордовые трассы, которые пойдут далеко в обход Москвы. Спросите, какое отношение разгрузка столицы имеет к Оренбуржью? Оказывается, имеет. Проект одной из хордовых трасс у нас известен под именем трансграничного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Коридор, который позволит быстрее доставить в Казахстан и Китай грузы из портов Санкт-Петербурга, минуя Московский транспортный узел, пройдет по Оренбургской области. Этот проект, утвержденный межправительственным соглашением РФ и Казахстана, сулил Оренбуржью хорошие экономические перспективы. Здесь и реанимация регионального звания «ворот в Азию», и процесс строительства трассы с приличной инфраструктурой, и логистические возможности в будущем.

Почему сулил? Ну, во-первых, само строительство начнется ой как нескоро. Во-вторых, как пройдет международная трасса, пока неясно. – В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено осуществить в 2010–2015 годах проведение инженерных изысканий для обоснования поэтапного создания международного автодорожного маршрута Санкт-Петербург – Вологда – Казань – Оренбург и далее через Республику Казахстан на Западный Китай, а в 2016–2030 годах включить данный маршрут в сеть дорог федерального значения и осуществить их строительство, – сообщает Министерство строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. – Разработчиком международного автодорожного маршрута Санкт-Петербург – Западный Китай является Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры. Институт разработал варианты прохождения маршрутов и передал в Министерство транспорта РФ. Пунктом перехода границы в Оренбургской области является Сагарчин. Судя по всему, петербургские проектировщики не торопятся. Пока лишь определены наиболее приемлемые варианты прохождения международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» по территории Российской Федерации. Однако до настоящего времени окончательный вариант прохождения международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» не определен. Между тем, Казахстан уже вложил в проект более 3 миллиардов долларов из запланированных 5,5 миллиарда и намерен завершить все работы в 2012 году. Как раз, когда Россия все только начнет. Кстати, финансирование проекта с российской стороны составит около 2,6 миллиарда долларов.

А город ответил

Дорожная проблема для областного центра не теряет своей актуальности. Весна – это время, когда автомобилисты Оренбурга прямо говорят: «Дороги ужасные!» На наши вопросы о состоянии городских дорог ответил начальник управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга Михаил Серегин. Как говорится, прямым текстом без комментариев.

– Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние городских дорог?

– На сегодняшний день городские дороги находятся в удовлетворительном состоянии. На зимний, весенний периоды по программе ямочного ремонта выделено 24 млн руб., работы осуществляются несколькими этапами и

следующими способами:

1. Ямочный ремонт литой асфальтобетонной смесью (январь – апрель).

2. Ямочный ремонт мелкозернистой асфальтобетонной смесью (апрель – май).

В течение всего зимнего периода и в начале весны (до наступления благоприятных погодных условий) работы по устранению аварийно опасных ям проводятся литой асфальтобетонной смесью. На данные виды работ выделено 2,0 миллиона рублей, на сегодняшний день отремонтировано 600 квадратных метров, планируется отремонтировать 1500 квадратных метров. При наступлении благоприятных погодных условий ориентировочно с 20.04.2011 г. планируется приступить к полномасштабному ямочному ремонту мелкозернистой асфальтобетонной смесью, сумма которого составляет 22 миллиона рублей, на эти средства будет отремонтировано 22 000 квадратных метров.

Окончательный срок завершения всего комплекса работ по ямочному ремонту намечен на 01.06.2011 г.

– Состояние каких улиц Вы оценили бы как критическое?

– Улица Промышленная и проспект Победы (на участке от ул. Автоматики до ул. Родимцева). На данных участках в 2012 году планируется выполнить ремонт.

– В чем причина плохого состояния дорожного покрытия на улицах, которые ремонтировались не так давно?

– Дорожное полотно по улицам, отремонтированным в 2010–2011 годах, находится в хорошем состоянии.

– Кто осуществляет контроль качества при производстве ремонтных работ на городских дорогах?

– Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города выполняет работу по контролю за состоянием автомобильных дорог по улицам города Оренбурга иорганизовывает работу по их ремонту.

– Какая ответственность предусмотрена в случае некачественного выполнения подрядчиком дорожных ремонтных работ? Есть ли факты, когда дорожники делали «работы над ошибками»?

– Организации, которые выполняют работы по ремонту дорог, несут гарантийные обязательства на верхний слой покрытия сроком 4 года, в случае появления каких-либо дефектов в гарантийный период эти предприятия в кратчайшие сроки устраняют все выявленные недостатки за свой счет.

– На каких улицах будет осуществлен ремонт дорожного покрытия в 2012 году?

– На 20.03.2012 г. перечень дорог и тротуаров, на которых планируется ремонт, сформирован, но не утвержден. На выполнение ремонта дорог в 2012 году из бюджета области управлению направлено 198 миллионов рублей.

Не понятно, почему господин Серегин не видит еще одной серьезной проблемы, с которой придется столкнуться городским властям в ближайшее время: на улице Терешковой на третьей полосе в каждую сторону появилась ярко выраженная колея...

Не вызывает тревог у Серегина и многострадальная улица Рыбаковская, которая ежегодно подвергается серьезному ремонту, и ежегодно весной содрогается от нецензурных слов, несущихся из уст водителей. Редакции ФЭБ о наказаниях бракоделам ничего не известно.

 

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий