Наш журнал уже писал, что в первые месяцы текущего года отмечено небольшое оживление в промышленности. По итогам первого квартала рост промышленного производства составил 1,1 %, что можно считать очень неплохим результатом на фоне спада инвестиций за этот же период на 4, 8 %. Тем более удивительным кажется положительный результат в машиностроительном комплексе, который, как правило, очень чувствителен к колебаниям инвестиционной активности, и в условиях инвестиционного спада падает еще сильнее.
Как показывают расчеты экспертов РИА «Рейтинг», в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года суммарное производство в трех машиностроительных отраслях увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,5 %. При этом в феврале и марте рост составлял 2,8 %. Для примера, в первом квартале прошлого года при более щадящих внешних и внутренних условиях машиностроительное производство демонстрировало спад на 5,3 %.
По итогам первого полугодия рост составил уже 3,6 %. В июле - 12 %, что стало двухлетним рекордом.
Таким образом, результат первых месяцев в машиностроительном комплексе выглядит не совсем логичным. При этом, как утверждают эксперты РИА «Рейтинг», чересчур обольщаться этим результатом пока не стоит, так как структура роста была весьма однобокой, а причины роста нестабильны.
Из двенадцати подотраслей, на которые Росстат разделил все российское машиностроение, рост производства в первом полугодии наблюдался только в двух: в «производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи» и в «производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». Рост в первой составил 14,2 %, во второй — 30,7 %. Доля первой подотрасли в общем объеме машиностроительного производства невелика, поэтому ее вклад в суммарный результат измеряется единицами десятых долей процентов. Следовательно, основной прирост обеспечила вторая подотрасль, в которую наряду с космическим машиностроением, авиастроением и судостроением включено и железнодорожное машиностроение.
Отчасти такой результат связан с нарастающим выпуском самолетов и успехами в маломерном судостроении, однако в неменьшей степени резкое увеличение производства в транспортном машиностроении обусловлено впечатляющим ростом производства грузовых вагонов. Их выпуск увеличился в годовом сравнении на 11,1 %, при том, что в прошлом году производство грузовых вагонов обвалилось сразу на 15 % вследствие слабого внутреннего спроса. Данная подотрасль представлена в регионе ПО «Стрела», Орским вагоностроительным и Оренбургским локомотиворемонтным заводами.
Судя по имеющимся в распоряжении редакции данным, предприятия Оренбургской области в данном росте не поучаствовали.
Вместе с тем, как утверждают операторы железнодорожного транспорта, ситуация на рынке грузовых вагонов в текущем году не изменилась к лучшему, и спрос на эту продукцию остается очень слабым. Таким образом, резкий рост производства грузовых вагонов не был вызван улучшением конъюнктуры. Основной же причиной стал политический кризис на Украине, в результате которого существенно снизились поставки грузовых вагонов из этой страны. Отметим, что это довольно редкий случай, когда политический фактор становится основополагающим в динамике производства машиностроительного сектора. Такой феномен больше присущ нефтедобыче.
При этом отметим, что политические факторы очень ненадежны для создания долгосрочных условий роста в таких отраслях, как машиностроение. Для устойчивого роста машиностроительному сектору необходима активизация инвестиционных процессов в стране, которая в текущих условиях может произойти только за счет возобновления реализации крупных инфраструктурных госпроектов.
Вместе с тем почти во всех других машиностроительных подотраслях отрицательная динамика сохранилась, а темпы спада были довольно большими. Сильнее всего снизилось производство оборудования инвестиционного назначения. Кроме того, в 2014 году начался спад в производстве продукции, предназначенной для потребительского рынка.
Таким образом, как это видно из вышесказанного, наблюдаемый рост машиностроительного производства очень непропорциональный, а вернее — однобокий. Существенное увеличение производства летательной и плавательной техники — это, конечно, хорошо, но общая панорама отрасли не дает повода для излишнего оптимизма. В десяти подотраслях из двенадцати наблюдался спад, причем во многих очень глубокий. В том числе логичный спад зафиксирован в производстве большей части техинвестиционного назначения — станков, металлургического оборудования, крупного энергетического оборудования, грузовых автомобилей, тракторов и др.
Эксперты РИА «Рейтинг» полагают, что в четвертом квартале на динамике производства в машиностроении отрицательным образом может сказаться фактор низкой базы. Тем не менее прогноз по росту в 2014 году повышен с 1 % до 2 %.