В Оренбургской области заметно развиваются экстремальные виды спорта: парашютные, авиационные, автомобильные и прочие. С каждым годом все больше желающих совершить свой первый прыжок с парашютом или овладеть авиационными навыками, но не так много компаний, которые могли бы осуществить мечту оренбуржцев. Накануне праздников – Дня парашютиста (26 июля), Дня ВДВ – 2 августа и Дня военной авиации (19 августа) «ФЭБ» решил рассказать об этом более подробно: о ценовой политике, особенностях и рисках бизнеса.
Парашютный спорт: «на отметке 2300»
26 июля все, кто как-то связан с парашютным спортом, отмечают День парашютиста. История этого праздника начинается с 1930 года, когда группа советских летчиков совершила серию прыжков с парашютом. Как гласит история, в качестве парашюта в разное время были использованы, например, в Юго-Восточной Азии зонты, в племенах Африки – широкие пальмовые ветви, а автором первого парашюта стал Леонардо да Винчи, который изобразил парашют в виде «шатра» из накрахмаленного полотна. Если сначала с парашютом прыгали для развлечения зрителей, то с развитием авиации функции парашютистов значительно расширились и стали иметь практическое назначение. Сегодня парашют является непременным снаряжением летчиков, а прыжок с ним стал не только видом спорта, но и популярным экстремальным развлечением.
- Желающих прикоснуться к небу, совершив первый прыжок с парашютом или осуществить ознакомительный полет на самолете, всегда было достаточно. Сложно сказать, сколько именно, как правило, за месяц это десятки молодых людей и девушек. Однако далеко не все желающие осуществляют свою мечту. Некоторым не позволяет здоровье, некоторые не могут позволить себе эти недешевые виды спорта, а некоторые просто не могут заставить себя сделать шаг за борт самолета. Многие ребята и девушки, кто осуществил свой первый прыжок с парашютом, остаются в аэроклубе и всерьёз занимаются парашютным спортом, - поясняет Игорь Казак, летчик-спортсмен НОУ «Орский АСК ДОСААФ России». - Если произвести калькуляцию, сложив все прямые затраты, которые несет аэроклуб при осуществлении практических занятий по парашютной подготовке, то стоимость одного прыжка с парашютом составит просто неподъемную сумму. К примеру, прыжок с самолета АН-2 , высота 2500-4000 метров, (цена не включает услуги воздушного оператора) - 6000 руб.
- Усилиями начальника и всех сотрудников аэроклуба нам удалось снизить и зафиксировать цену первого прыжка с нейтральным куполом на отметке 2300 рублей. В эту стоимость уже входят теоретическая подготовка, практические занятия, проверка знаний, страховка и собственно выполнение прыжка с высоты 800 м. Стоимость одного прыжка для спортсменов составляет 650 рублей. Однако и эти цены не позволяют многим ребятам заняться парашютным спортом. А ведь, пройдя курс парашютной подготовки, эти подростки могли бы служить в десантных войсках, - говорит Игорь Казак.
Чтобы как-то замотивировать потенциальных «прыгунов», аэроклуб объявил акцию: приведи 5 новичков и один прыжок с высоты до 1500 метров будет бесплатным.
Кстати, до прыжков желающие допускаются только после оформления страхового полиса, который оформляется самостоятельно.
Авиация: «семь тысяч над землей»
- Кроме парашютной дисциплины наш аэроклуб осуществляет лётную подготовку курсантов на самолете Як-52. Курсантами могут стать подростки с 16 лет, прошедшие медицинскую комиссию. Из-за высокой стоимости обучения: 1 лётный час на Як-52 стоит 15 000 руб., на АН-2 – в два раза дороже, включая стоимость топлива, а потому количество курсантов в нашем аэроклубе не превышает нескольких единиц за год. И даже эти единицы не всегда имеют возможность продолжать обучение. При выделении средств на подготовку курсантов наш аэроклуб готов обучать до 50 курсантов за сезон. Это будущие пилоты и летчики, которые осознанно поступят в лётные учебные заведения, - уверен Игорь Казак. - Технические возможности и возможности персонала позволяют аэроклубу работать 7 дней в неделю и совершать полёты и прыжки от заката до рассвета, как это было во времена СССР.
Чтобы полетать на мини-самолетах, жителям областного центра не обязательно ехать в Орск, пару лет назад в посёлке Кушкуль стал функционировать частный аэродром.
Инициатором организации аэродрома стала некоммерческая организация «Авиационный центр Оренбуржья». Энтузиасты, влюблённые в небо и самолёты, пройдя через большие трудности, смогли приблизить свою мечту.
Теперь новый аэродром оборудован по всем правилам, имеет грунтовую укатанную и постриженную взлетно-посадочную полосу длинной 750 метров и шириной 20 метров. Установлены ангары для хранения самолётов. Пока в авиапарке два воздушных судна, которые поднимаются в воздух, два мотодельтаплана и два самолёта готовятся к полётам. Один из самолетов, базирующихся на аэродроме, – сверхлёгкий «Птенец-2», лучший для первоначального обучения. Он не сваливается в штопор и очень вместителен. По словам старшего авиационного начальника общественной организации «Авиационного центра Оренбуржья» Александра Кузьминова, в перспективе на базе аэродрома оренбуржцы смогут не только полетать, но пройти обучение и получить удостоверение пилота-любителя. Правда, стоимость такого обучения немалая: по России от 600 тыс. до 1,5 и более млн рублей, в Оренбурге - от 400 тысяч. На аэродроме есть штат профессиональных летчиков, готовых обучать. Но пока желающих немного, а вернее, 1 человек.
- На мечту можно и кредит взять, - рассуждает Алексей Науменко, председатель правления общественной организации. - А пока существуем на деньги, вносимые членами ОРОО, пожертвования, поступления от меценатов.
Как признаются руководители авиацентра, содержать собственный аэродром, конечно, дорого. Аренда земельного участка, содержание, обустройство, расходы на содержание самолетов выливаются в круглую сумму и коммерческую тайну, но миссия у организаторов благородная: популяризировать авиацию.
Аэротруба: в свободном полете
Издревле умельцы и мудрецы пытались построить невообразимые механизмы, которые бы смогли позволить человеку летать. Сейчас у людей есть много возможностей испытать свободный полет. Одной из таких возможностей является полёт в аэротрубе, это доступное развлечение, и как утверждают специалисты в этой области, не несущее риска для жизни.
- Аэротруба предназначена для имитации свободного падения в воздушном потоке. Она подходит как для совершенствования мастерства спортсменов-парашютистов разного уровня подготовки, так и для жаждущих впервые испытать неповторимое чувство свободного падения, - объясняет Дмитрий Кооп, индивидуальный предприниматель и главный организатор аэротрубы в Оренбурге. - Аэротруба дает людям не сравнимое ни с чем ощущение свободы и настоящего полета, вдохновляет людей любого возраста вне зависимости от того, десять лет человеку или пятьдесят! Небольшой дождь, порывистый ветер и снег не влияют на полеты в туннеле воздушного потока. Скорость исходящего потока воздуха 200 км/час.
Раньше за подобным удовольствием нужно было бы ехать в Самару или в Челябинскую область. Чтобы организовать полеты в аэротрубе в Оренбурге, энтузиастам пришлось заложить квартиру. Потому как, признается Дмитрий, индивидуальному предпринимателю сегодня проблематично взять кредит в 3 миллиона и более.
- Трубу диаметром в 2,5 м покупали в Санкт-Петербурге, бывшую в эксплуатации, правда, всего пару месяцев, но дешевле почти в 2 раза – порядка 4 миллионов рублей. Чем больше диаметр, тем дороже, - объясняет Дмитрий. – Сами приобретали и специальные костюмы, которые, например, на взрослого стоят 10 тысяч рублей каждый, 5 тысяч – шлем, 120 тысяч рублей платили за перевозку аэротрубы плюс ежедневные расходы на дизтопливо. В общем, расходы немалые. Чтобы окупить все затраты, необходимо обслуживать до 400-450 человек в месяц, пока проходимость в 2 раза меньше - до 180 человек.
Тарифы полетов в аэротрубе вполне приемлемы для нашего региона. Так, 400 рублей – стоимость 2 минут для детей до 10 лет включительно, для взрослого те же 2 минуты обойдутся в 700 рублей, 5 минут – в 1500 рублей, полетная сессия может быть разбита на 2 и 3 мин. Максимальное время может быть ограничено только физической подготовкой.
- Весь процесс, включая обучение, экипировку, подготовку и прочее, занимает 20-30 минут даже в том случае, если зарезервировано только минимальное время полета, - объясняют организаторы. Оплачивается только чистое время полета.
Вполне возможно, что и в этом бизнесе в Оренбурге появится конкуренция. Совсем недавно студенты и преподаватели аэрокосмического института ОГУ и специалисты ПО «Стрела» изготовили и установили собственную аэротрубу, правда, меньших размеров. Расходы на изобретение конструкции обошлись местным кулибиным всего в 100 тысяч рублей. Но пока она будет служить испытательной площадкой для научных разработок, экспериментальных исследований, направленных на изучение явлений, сопровождающих обтекание тел.
«Испытание на прочность» в подарок
Раскручивает и «позиционирует» экстремальные виды спорта в нашем регионе и некая федеральная сеть подарков-впечатлений.
Организаторы владеют всей информацией о полетах, прыжках и прочем, осуществляющихся в регионе и за его пределами. И предоставляют комплекс услуг: доставку до места, организацию впечатлений, фотосъемку.
Как пояснили руководители сети, впечатления можно «подарить», один из таких подарков так и называется «Испытание на прочность». На выбор одно из четырех впечатлений: курсы фотомастерства в экстремальных условиях, уроки дайвинга, пилотирование самолета или обучение стрельбе. Стоимость подарка – 7500. Есть бюджетные варианты, например, «Ты и я» - 15-минутный полет на вертолете плюс фотосъемка влюбленной пары.
Кому выгодно?
Как говорится, было бы желание: оренбургский потребитель «острых ощущений» сегодня вполне может найти развлечение по душе. Но для предпринимателей, как оказалось, больших прибылей бизнес на экстремальных видах спорта пока не приносит.
По словам экспертов, осуществляя всю коммерческую работу самостоятельно, профессиональный спортсмен или тренер вынужден сочетать спортивную подготовку с предпринимательской деятельностью, что требует от него высокой степени знаний по самым разным направлениям в сфере финансов, маркетинга, основ права и т. д. Таким образом, все вопросы, требующие решения, замыкаются на самом спортсмене или тренере. А потому нередко спортсмену-предпринимателю приходится нанимать на работу спортивного менеджера, который взял бы всю маркетинговую, финансовую и правовую сферы на себя, самостоятельно устанавливал контакты с федерациями и спонсорами, согласовывал размеры премиальных и призовых выплат, осуществлял медицинское и пенсионное страхование, минимизировал налоговые выплаты, а также осуществлял иную коммерческую деятельность. Или наоборот, если предприниматель не спортсмен, то приходится нанимать профессионалов, а их деятельность, как правило, должна оплачиваться высоко, учитывая не только опыт, но и возможные риски.