Сегодня под председательством депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Куаныша Султанова состоялось очередное заседание Общественного совета по вопросам обеспечения законности при Генеральной прокуратуре.
На заседании обсуждались вопросы состояния работы с обращениями в органах прокуратуры, в том числе, связанные с рассмотрением заявлений, поступающих от участников уголовного процесса, организацией личного приема граждан и представителей юридических лиц.
Как подчеркнул К.Султанов, Глава государства поставил задачу создания правовой системы, отвечающей ожиданиям общества. Успешная ее реализация позволит обеспечить полноценную защиту конституционных прав граждан, повысить уровень доверия общества к правоохранительной системе. В работе с обращениями граждан особенно эффективно реализуется правозащитная функция прокуратуры, поскольку прокурор принимает меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов конкретного человека и гражданина.
Членами Общественного совета отмечена работа надзорных органов по разрешению обращений, внедрению электронных систем, способствующих упрощению подачи и оперативности рассмотрения заявлений, а также усилению надзора за соблюдением госорганами требований законодательства о порядке рассмотрения обращений.
Так, за последние десять лет количество поступивших в прокуратуру обращений возросло на треть (с 170 070 в 2005 г. до 294 731 за 2014 год), за 11 месяцев текущего года поступило более 299 тыс. По результатам рассмотрения жалоб ежегодно восстанавливаются права в среднем 20 тыс. граждан.
За 11 месяцев нынешнего года внесено свыше 2700 актов прокурорского надзора, направленных на устранение нарушений, к различным видам ответственности привлечено более 1,5 тыс. должностных лиц.
С развитием информационных технологий широкое развитие получил приём граждан в режиме «он-лайн» посредством видеоконференцсвязи. За последние пять лет в этом формате принято 775 граждан. Общение с должностными лицами прокуратуры через видеоконференцсвязь удобно и выгодно для населения с точки зрения экономии времени и материальных средств.
Важным источником взаимодействия с обществом стал Саll-центр Генеральной прокуратуры, который также содействует оперативному реагированию на нарушения прав граждан, быстрому и удобному получению ими необходимой информации. На сегодня Саll-центр предоставил более 185 тыс. гражданам возможность получить бесплатную информацию по телефону либо сообщить о нарушениях со стороны должностных лиц.
При этом особое внимание уделяется телефонным сообщениям о нарушениях наиболее важных гражданских прав и свобод, а также затрагивающих интересы групп людей, в частности, трудовых прав. За последние пять лет по сигналам, полученным через Саll-центр, прокуроры обеспечили выплату задолженности по заработной плате на сумму свыше 132 млн. тенге.
По итогам обсуждения Общественный совет рекомендовал надзорному органу продолжить работу по повышению прозрачности и доступности прокуратуры для населения, обеспечению всестороннего и качественного рассмотрения обращений, оперативному восстановлению нарушенных прав, повышению удобства получения гражданами информации о результатах рассмотрения своих жалоб.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры