Андрей Кравченко,
заместитель Генерального Прокурора
Республики Казахстан
Основополагающие гарантии трудовых прав граждан закреплены в Конституции Республики Казахстан, к которым относятся свобода выбора рода деятельности и профессии, право на вознаграждение за труд без дискриминации, безопасные условия труда, отдых и социальная защита от безработицы.
Обеспечение соблюдения трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора.
Особое внимание уделяется защите конституционных прав граждан, касающихся оплаты труда.
В этих целях реализована республиканская программа «Зарплата вовремя!», в рамках которой организована масштабная работа по разъяснению гражданам трудовых прав и способов их защиты.
Посредством круглосуточно действующих в органах прокуратуры Call-центров исключены проблемы своевременного получения сведений о возникающей задолженности по заработной плате и оперативного реагирования по каждому факту.
Более сфокусированная работа по взысканию задолженности по заработной плате органами прокуратуры начата во второй половине 2009 года в рамках антикризисных мер по недопущению нарушений трудовых прав граждан.
Так, на сентябрь 2009 года задолженность по заработной плате предприятий перед работниками составляла 4,9 млрд. тенге.
В результате принятых прокуратурой мер к концу 2011 года удалось снизить указанную сумму до 1,8 млрд. тенге.
После этого задолженность постепенно снижалась: в начале 2012 года задолженность составляла 1,6 млрд. тенге, 2013 года – 1,4 млрд. тенге, 2014 года – 859,7 млн. тенге, 2015 года – 735,1 млн. тенге.
С начала прошлого года в связи с ухудшением экономической ситуации произошел резкий рост задолженности по заработной плате.
К 1 февраля 2015 года задолженность возросла до 1,2 млрд. тенге, а уже 18 марта она достигла отметки 1,8 млрд. тенге в 185 предприятиях.
В связи с этой тенденцией резкого роста задолженности по заработной плате ее фактическое погашение и недопущение дальнейшего роста определены в качестве приоритетных задач органов прокуратуры.
Для реализации этих задач за короткое время значительно активизирована деятельность не только прокуроров, но и всех уполномоченных государственных органов.
Проведена масштабная работа по изучению всех проблемных предприятий, в результате которой сформирован перечень тех, которые имели реальные перспективы погашения задолженности.
В целях взыскания долгов по заработной плате с этих предприятий государственными органами проведены проверочные мероприятия, досудебные расследования, работодатели привлечены к административной ответственности, в их адрес внесены предписания.
При этом основной упор был сделан на действующие предприятия, поскольку именно на таких предприятиях, где люди продолжают работать без оплаты труда, наиболее высока вероятность возникновения очага социального напряжения.
На сегодня с многих предприятий, имевших перспективы погашения, уже взыскана задолженность, а оставшиеся находятся на постоянном особом контроле.
К примеру, в Восточно-Казахстанской области декабре 2015 года в результате принятых прокуратурой мер погашена задолженность перед 144 работниками ТОО «Земстрой» на сумму свыше 40 млн. тенге.
Другой пример, в Карагандинской области по предписанию прокуратуры 120 работникам ТОО «Troy Tech» выплачена задолженность по заработной плате на сумму 37,4 млн. тенге, которая отмечалась на протяжении 4-х лет.
И такие примеры не единичны.
В целом, только в 2015 года по актам прокурорского надзора обеспечено погашение задолженности по заработной плате на сумму свыше 6,6 млрд. тенге перед более чем 76 тыс. работниками. Это как задолженность прошлых лет, так и текущая задолженность, образовавшаяся в течение года.
Следует отметить, что за каждым работником, получившим благодаря акту прокурорского надзора свою заработную плату, стоит его семья. То есть, принятые меры помогли в социальном плане как минимум еще 76 тыс. родным и близким работника.
Актуальность работы в данном направлении вызвана в первую очередь тем, что направлена на защиту прав и интересов граждан.
В этой связи органами прокуратуры будет продолжена работа в данном направлении.
Хочу обратить внимание, что в тех случаях, когда допускается невыплата заработной платы, работник не должен терпеть, ждать и надеяться на смутную перспективу самостоятельного погашения задолженности недобросовестным работодателем.
«Под лежачий камень вода не течет», поэтому, только активными действиями, путем обращения в инспекцию труда, прокуратуру и судебные органы можно восстановить нарушенное право на своевременную и полную оплату труда.
В этом вопросе мы также ожидаем поддержки Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и бизнес-сообщества, которые могут постоянно проводить разъяснительную работу с работодателями на предмет недопущения нарушения трудовых прав граждан.
Имеются примеры, когда при наличии задолженности по заработной плате, предприниматель направляет денежные средства на расчеты с поставщиками или на другие производственные цели.
Понятно, что на данном этапе бизнес переживает непростые времена, но предприниматель должен заранее знать из чего он завтра будет платить заработную плату.
Решения о направлении финансовых средств на поддержание и развитие производства, которые могут повлиять на своевременную выплату заработной платы, должны приниматься по согласованию с профсоюзными организациями и трудовым коллективом.
В конечном итоге каждому работнику должно быть разъяснено и даны гарантии, что завтра он получит свою заработную плату.
Не остаются без внимания органов прокуратуры вопросы обеспечения защиты внутреннего рынка труда.
В прошлом году проведена проверка реализации программы «Дорожная карта занятости - 2020», а также законности выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.
Проверками выявлены свыше 120 фактов ненадлежащего обучения специалистов, что явилось причиной их низкой квалификации, неконкурентоспособности на рынке труда.
Проверкой в части создания социальных рабочих мест и прохождения молодежной практики выявлены факты, когда работодатели переводят на социальные рабочие места своих действующих работников, неправомерно получая от государства субсидии.
Выявлены факты привлечения рядом компаний иностранных граждан по поддельным документам, неисполнения работодателями условий выдачи разрешений в части создания новых рабочих мест для граждан Казахстана, их переподготовки и обучения.
Имеются случаи, когда иностранные предприятия, а также компании, привлекающие иностранную рабочую силу, зачастую не только нарушают права казахстанских работников, но и допускают факты их прямой дискриминации.
К примеру, прокурорами выявлены факты, когда за одинаковый труд заработная плата иностранного работника превышает зарплату казахстанца. В отдельных случаях наши соотечественники трудились в менее благоприятных условиях, нежели их иностранные коллеги.
По всем выявленным нарушениям виновные лица и недобросовестные работодатели привлечены к установленной законом ответственности.
В целом, по результатам проведенных проверок прокурорами в адрес различных государственных органов внесен 171 акт прокурорского реагирования, по 52 фактам проводятся досудебные расследования, отозвано свыше 2 900 разрешений на привлечение к работе иностранцев.
Кроме того, Генеральной прокуратурой в адрес Правительства Республики Казахстан внесены представления о пересмотре отдельных подходов к реализации программ, направленных на защиту внутреннего рынка труда, с целью профилактики выявленных нарушений.
В предстоящем периоде органами прокуратуры наступательная и целенаправленная работа по обеспечению соблюдения трудовых прав граждан будет продолжена.