Глава государства определил экономическую безопасность, как одно из условий для создания общества с развитой и стабильной экономикой.
Важным аспектом обеспечения экономической безопасности государства является противодействие теневой экономике, в особенности, такому опасному ее проявлению, как лжепредпринимательство.
Результаты работы уполномоченных органов в этой сфере за последние пять лет (2011-2015) характеризуются увеличением выявленных фактов лжепредпринимательства.
Отмечается шестикратный рост выявленных преступлений. Так, если в 2011 году было зарегистрировано 438 преступлений, то в прошлом году уже 2626.
Наибольшая активность регистрации отмечается с 2015 года, что связано с образованием Комитета государственных доходов и введением нового порядка уголовного преследования.
Тенденция роста сохранилась и в текущем году. За первый квартал этого года зарегистрировано 628 преступлений о лжепредпринимательстве, против 261 за аналогичный период прошлого года.
Об активизации работы свидетельствует и судебная статистика. За последние пять лет отмечается двукратный рост привлеченных к уголовной ответственности лиц за лжепредпринимательство (с 47 в 2011 году до 110 в 2015 году).
В целом, все это свидетельствует об активной наступательной работе уполномоченных органов.
Вместе с тем, лжепредпринимательство продолжает причинять значительный ущерб экономике страны.
За последние пять лет сумма установленного ущерба по оконченным делам составила более 242 миллиарда тенге. При этом из года в год размер этого ущерба увеличивается.
Если в 2011 году установленный ущерб составлял 27,7 млрд. тенге, то в 2015 году он достиг уже 85,5 млрд. тенге. При этом возмещаемость в среднем не превышает 7% (16,2 млрд.), а в 2015 году составила лишь 1,2% (1,027 млрд.).
Необходимо отметить, что эти цифры не отражают реальных масштабов ущерба от лжепредпринимательства в стране.
По информации Национального банка за последние пять лет предпринимателями обналичено более 15 трлн. тенге, при этом данная цифра ежегодно увеличивается.
Нужно признать, что в основном борьба осуществляется уже с последствиями этих преступлений, когда ущерб уже причинен и деньги «осели в карманах», и только уголовно-карательными мерами, вследствие чего возмещаемость находится на столь низком уровне.
Между тем, превентивные механизмы уполномоченными органами практически не используются.
Материалами уголовных дел установлены факты игнорировании отдельными банками второго уровня требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем.
К примеру, банком Центр Кредит обналичено 77 млрд. тенге, однако им ни разу не инициирован вопрос о приостановлении подозрительных операций.
За прошлый год только 8 из 28 банков второго уровня сообщали в Комитет по финансовому мониторингу о подозрительных операциях.
В то же время, самим Комитетом финансового мониторинга в 2015 году приостановлено всего 106 подозрительных операций, связанных с обналичиванием денежных средств на сумму 2,6 млрд. тенге. При этом, только согласно материалам уголовных дел Комитета госдоходов за указанный период обналичено более 136 млрд. тенге.
Наряду с этим, имеются проблемы взаимодействия и внутри самого уполномоченного органа – Комитета государственных доходов. Потенциал объединенных служб налогового комитета и финансовой полиции реализуется не в полной мере.
К примеру, прокурорами в ходе выборочной проверки установлено 89 фактов регистрации в ЕРДР сообщений Комитета по финансовому мониторингу без соответствующей налоговой проверки на предмет наличия ущерба либо уклонения контрагентов от уплаты налогов. При этом в самих сообщениях содержатся лишь признаки, указывающие на подозрительные операции.
Слабая работа проводится в отношении контрагентов. Несмотря на то, что за истекшие пять лет количество привлеченных контрагентов увеличилось с 7 (в 2010 году) до 400 (в 2015 году), фактически их должно быть больше в разы, поскольку у каждого лжепредприятия имеются сотни контрагентов. Именно они получают наибольшую выгоду от таких преступных схем.
Существует и ряд других факторов, влияющих на эффективность проводимой работы в данном направлении. Борьба с лжепредпринимательством не должна ограничиваться только уголовно-правовыми мерами. Необходимо принять комплекс законодательных мер, направленных на исключение фактора выгоды от уклонения уплаты налога.