На прошедшем расширенном заседании Политсовета партии «Нур Отан» Главой государства было озвучено очередное послание Президента народу Казахстана «Нұрлы жол – Путь в будущее».
Эта программа дальнейшей экономической модернизации является логическим этапом реализации Стратегии "Казахстан-2050" и направлена на повышение благосостояния народа и вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира.
Как отмечено Главой государства, Казахстану удалось капитализировать значительные средства Национального фонда для поддержания социальной и экономической стабильности при любых современных угрозах и вызовах.
Президент подчеркнул, что благодаря сплоченной работе всех казахстанцев, экономика нашей страны динамично развивается.
Поэтому, в первую очередь, в Послании затронуты вопросы эффективного распределения средств Нацфонда для реализации программы новой экономической политики.
В её основе лежат вопросы повышениязанятости и доходов населения через развитие малого, среднего и крупного бизнеса, развитиятранспортно-логистической, индустриальной, энергетической и жилищной инфраструктур.
Актуальными остаются вопросы обеспечения доступности дошкольного, среднего и высшего образования, а также модернизации жилищно-комунального хозяйства.
Подчеркнута особая роль правящей партии и Ассамблеи народов Казахстана в вопросах объединения всех казахстанцев для сохранения экономической стабильности и повышения благосостояния граждан.
Достижение этих целей возможно лишь в условиях сплоченности, национального и межконфессионального согласия.
Несмотря на новые вызовы и угрозы, а также продолжающийся экономический кризис, последствия которого мы ощущаем, Глава государства дал поручение направить средства Национального фонда на реализацию инфраструктурных проектов, которые обеспечат занятость населения Казахстана и дадут новый импульс экономическому росту страны.
Поэтому органы прокуратуры, наряду с партийным контролем и работой специальной Комиссии обязаны обеспечить эффективное и рациональное расходование средств Нацфонда.
В этой связи, в целях успешного претворения в жизнь положений послания Главы государства, поручаю центральному аппарату и всем прокурорам на местах обеспечить законность освоения выделяемых средств.
Вытекающие отсюда коррупционные риски должны пресекаться до того, как выделяемые средства перейдут порог невозврата.
Такой подход должен стать приоритетом в борьбе с коррупцией и хищением бюджетных средств.
На это же нацелена и утвержденная на заседании Политсовета Программа противодействия коррупции партии «Нур Отан» на 2015-2025 годы.
Программа заложила идеологическую основу государственной антикоррупционной стратегии, предусматривающей комплексные меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Поставленные в ней цели и задачи полностью согласуются с основными приоритетами борьбы с коррупцией государственных и правоохранительных органов.
Свой существенный вклад в эту работу вносят и надзорные органы.
За три последних года по итогам проверок соблюдения антикоррупционного законодательства органами прокуратуры возбуждено более 400 уголовных дел.
Внесено свыше 7800 актов прокурорского надзора, по которым в доход государства возмещено более 500 миллионов тенге.
К дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения привлечено 3200 должностных лиц.
В целях антикоррупционной пропаганды проведено более 20 тыс. праворазъяснительных мероприятий.
В этой связи, поручаю консолидировать усилия органов прокуратуры и уполномоченных органов на искоренение любых её проявлений.
Как отмечено Президентом, борьба с коррупцией является существенным внутренним резервом для экономического роста.
В рамках этой работы важно не только информировать население о результатах борьбы с коррупцией, но и пропагандировать антикоррупционное поведение, воспитывать антикоррупционное мировоззрение, формировать новые стандарты гражданской морали.
Учитывая высокий уровень низовой коррупции, необходимо выработать идеологию неприятия любых форм коррупции. И здесь важна роль всего общества, всех политических и общественных институтов.
Результатом этой работы должно стать повышение уровня доверия населения и бизнеса к органам власти.
Поэтому, как и прежде, в работе органов прокуратуры приоритетом является защита прав предпринимателей от незаконного вмешательства в их деятельность контрольно-надзорных органов, что было также отмечено Главой государства.
Реализуя все вышеуказанные поручения Президента мы должны помнить, что от качества этой работы зависит будущее каждого из нас, наших детей и следующих поколений Казахстанцев.
В этой связи поручаю Аппарату совместно с руководителями структурных подразделений разработать план мероприятий по реализации Послания Главы государства, а также Программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы.
Прокурорам на местах поручаю обсудить положения этих программных документов в коллективах, внести предложения и принять исчерпывающие меры по реализации послания Президента «НұрлыЖол - Путь к будущему».
По второму вопросу
С момента обретения независимости, по поручению Главы государства Казахстан проводит последовательную политику, направленную на гуманизацию уголовного наказания.
В этой сфере было принято около 70 законов, проведено 7 амнистий. По инициативе Генеральной прокуратуры совместно с заинтересованными государственными органами на системной основе ведется работа по снижению «тюремного населения».
В результате за последние 12 лет число лиц, осужденных к лишению свободы, снизилось в 4 раза (с 40 тысяч до 9 тысяч). Широкое применение получила практика осуждения к альтернативным видам наказания.
Как следствие только за прошлый год число лиц, осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы увеличилось на 5 тысяч и составила свыше 21 тыс. человек (21 172), что повлекло увеличение нагрузки на уголовно-исполнительные инспекции.
После введения в следующем году в действие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов эта цифра возрастет еще больше, поскольку пересмотру подвергнутся десятки тысяч уголовных дел.
Кроме того, согласно требованиям нового УИК действующие уголовно-исполнительные инспекции будут преобразованы в службы пробации с существенным расширением подучетного контингента.
Увеличение нагрузки в этой сфере потребует серьезного пересмотра форм и методов работы всех уполномоченных органов.
Вместе с тем, проведенная прокуратурой проверка выявила сохраняющиеся серьезные проблемы в этой сфере.
Главными задачами уголовно-исполнительных инспекций является обеспечение исправления осужденных лиц, а также недопущение с их стороны повторных преступлений.
Вместе с тем, с 2010 года отмечается устойчивый рост рецидивной преступности среди подучетного инспекциям контингента.
К примеру, в 2013 году число повторных преступлений возросло на 63% (с 456 до 744), а за 9 месяцев 2014 года спецконтингентом совершено уже 463 преступления.
Другими словами, ежедневно подучетными лицами совершается по два-три рецидивных преступления.
Наихудшее положение сложилось в г.Алматы, Алматинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Акмолинской и Карагандинской областях.
Более того, почти в два раза (с 18 до 31 на 72%) возросло число убийств, совершенных лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Из них, большая часть совершена в ночное время (23 из 31 или 74%), а каждый 3-й факт – в состоянии алкогольного опьянения.
В два раза (с 240 до 515) увеличилось число преступлений, совершенных лицами, осужденными к ограничению свободы. Как следствие, это привело к двукратному росту осужденных, направленных в колонии в связи с отменой или заменой наказания (с 610 до 1 346).
В ходе проверки выявлены факты свободного выезда подучетного контингента в зарубежные страны. В отдельных регионах такие нарушения приобрели системный характер.
К примеру, в Жамбылской области осужденные лица свыше трехсот раз (324) беспрепятственно пересекали государственную границу с Кыргызстаном.
В Карагандинской области гражданка Иванова, подучетная уголовно-исполнительной инспекции г.Темиртау, в течение 4-х лет 21 раз выезжала в Турцию, Китай, Украину и Российскую Федерацию.
Прокурорами выявлены многочисленные факты фальсификации сотрудниками полиции материалов о проведении профилактической работы с подучетными лицами.
Установлено, что из-за несовершенства нормативной базы осужденные иностранцы и лица с двойным гражданством имеют возможность беспрепятственно покидать страну, даже не дожидаясь вступления приговора в законную силу.
Эти и другие нарушения стали возможны в результате формального подхода к исполнению функциональных обязанностей сотрудниками полиции, а также отсутствия надлежащего ведомственного контроля со стороны Министерства внутренних дел.
В процессе работы по снижению «тюремного населения» нельзя забывать, что оно не должно достигаться за счет осужденных, совершивших наиболее опасные преступления.
На первом месте всегда должна находиться безопасность наших граждан и неотвртимость наказания.
В этой связи, особое значение приобретают вопросы ресоциализации осужденных, которые можно решить только путем конструктивного взаимодействия между государством и обществом.
С учетом изложенного, намеченное на следующий год расширение службы пробации должно сопровождаться укреплением их психологами, педагогами и соцработниками.
Необходимо принять действенные меры по строительству новых реабилитационных центров во всех регионах страны, поскольку освобождение лиц из колоний без дальнейшей их адаптации приведет к обратному эффекту.
В рамках этой работы максимальные усилия всех уполномоченных органов и организаций нужно направить на оказание содействия указанной категории лиц в трудоустройстве.
В целях снижения рецидивной преступности Министерству внутренних дел необходимо предпринять следующее.
Во-первых, предусмотреть систему организационных мер, направленных на повышение эффективности деятельности службы пробации.
Во-вторых, разработать конкретный план мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, осужденными без изоляции от общества.
В-третьих, обеспечить надлежащее взаимодействие службы пробации с административной полицией.
Четвертое, совместно с Комитетом национальной безопасности принять меры по скорейшему внедрению информационной системы «Беркут – клиент госорганов» в деятельность службы пробации.
В-пятых, основным индикатором оценки работы службы пробации определить уровень рецидивной преступности. При этом предусмотрев стимулирующие меры в отношении офицеров служб пробации, не допустивших рецидивной преступности.