Одной из основных задач прокуратуры является защита конституционных прав граждан, выявление и пресечение нарушений законности.Быстрое и внимательное разрешение жалоб – это эффективное средство выявления и устранения фактов бюрократизма и волокиты, одно из основных средств улучшения работы прокуратуры.
В целях оказания помощи гражданам и своевременного реагирования на допущенные нарушения органами прокуратуры используются разные возможности.
В частности,с июня до октября 2014 года для жителей Астаны был организован в режиме пилотного проекта прием обращений физических и юридических лиц через центры обслуживания населения (ЦОН).Проект был утвержден совместным приказом Генеральной прокуратуры и Агентства связи и информатизации.
Согласно проекту, ЦОН обеспечивает прием обращений, передачу их в Генеральную прокуратуру и органы прокуратуры г.Астаны и выдачу ответа заявителям.
Анализ поступивших обращений в органы прокуратуры через ЦОНы показал, что люди пока слабоиспользуют такую возможность, предпочитая по привычке обращаться непосредственно в органы прокуратуры.Это связано, прежде всего, с тем, что заявитель, оставляя свое обращение в прокуратуре, может получить у дежурного прокурора четкое разъяснение о порядке подачи того или иного обращения.
В связи с этим, поскольку поступившие жалобы из ЦОНав основном касались действий или бездействия должностных лиц территориальных государственных и правоохранительных органов, поднадзорных нижестоящим прокуратурам, жалобы были направлены в нижестоящие прокуратуры. При этом,жалобы,адресованные прокуратурам г.Астаны и района «Есиль», были рассмотрены в рамках закона, по результатам рассмотрения заявителям даны ответы.
Все это свидетельствует о неосведомленности граждан о порядке рассмотрения обращений в органах прокуратуры, а также о том, что сотрудниками ЦОНа, ответственными за прием обращений, разъяснительная работа не проводится.
В этой связи, напоминаем гражданам, что при обращении в Генеральную прокуратуру к жалобе необходимо прилагать копию ответа прокурора области или приравненного к нему прокурора. При этом жалоба на действия или бездействие должностных лиц органов прокуратуры, а также на решения, принятые по результатам рассмотрения обращений, подается вышестоящему прокурору в порядке подчиненности.
Результаты проведенного анализа также показали, что по обращениям анализируемой категории органами прокуратуры приняты меры по восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, все заявители информированы о результатахрассмотрения своих обращений.
В связи с чем призываем жителей столицы активнее использовать возможности ЦОНа для обращения в органы прокуратуры.От результативности этой работы будет зависеть дальнейшее развитие пилотного проекта в других регионах страны.
Роза Булекбаева,
старший помощник Генерального Прокурора – руководитель группы
по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры