Государственной программой по дальнейшей модернизации правоохранительной системы на 2014-2020 годы, утверженной Указом Президента страны от 31 декабря 2013 года, главным показателем эффективности деятельности правоохранительного органа указано повышение к нему уровня доверия населения.
Достичь этой цели можно главным образом путем развития форм взаимодействия правоохранительных органов, в т.ч. органов прокуратуры с населением и институтами гражданского общества.
Согласно ст.8 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года, обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу, а не требующие дополнительного изучения и проверки не позднее 15 дней.
Аналогичные сроки рассмотрения обращений граждан предусмотрены в Инструкции по организации работы с обращениями в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 20 января 2012 года.
В основном в органы прокуратуры поступают жалобы на действия и акты государственных органов и должностных лиц. Значительное место среди них занимают ходатайства на судебные акты. В частности, органами прокуратуры в порядке надзора рассматриваются ходатайства на судебные акты по уголовным делам, ходатайства о принесении протеста на судебные акты по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.
Согласно п.5 Инструкции ходатайства о принесении протеста на судебные акты по уголовным и гражданским делам, по делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке и пределах полномочий органов прокуратуры, предусмотренных соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным кодексами и Кодексом об административных правонарушениях.
Для решения вопроса об обоснованности или необоснованности таких ходатайствтребуется проверка законности обжалуемых судебных актов, что возможно только путем изучения уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении.
Следует отметить особенность указанных обращений, заключающуюся в том, что порядок их подачи и рассмотрения предусмотрен соответственно, Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. Именно поэтому их нельзя отнести к обычным обращениям и соответственно на указанные обращения Закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» не распространяется.
Для решения вопроса об обоснованности или необоснованности таких ходатайств требуется проверка законности обжалуемых судебных актов, что возможно только путем изучения уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст.387ГПК и 460 УПК в случае истребования гражданского либо уголовного дела ходатайство о принесении надзорного протеста подлежит рассмотрению прокурором в течение тридцати календарных дней со дня поступления дела в прокуратуру.
На фоне действий государства по обеспечению доступа населения к необходимой им информации все большее значение приобретает работа Call-центра Генеральной прокуратуры (бесплатный телефон Call-центра115).
Основными функциями Call-центра являются:
прием и регистрация обращений;
на действия органов уголовного преследования об отказе в приеме заявления о преступлениях, о розыске без вести пропавшего, о фактах, связанных с незаконным доставлением, содержанием и задержанием, а также иным нарушением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе;
о нарушении прав предпринимателей, в том числе, по фактам, связанным с незаконными проверками;
о нарушении трудовых прав граждан, в том числе, связанных с невыплатой заработной платы;
о противоправных действиях среди и в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования;
о фактах неправомерного взимания платы за медицинские услуги, оказанные в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
о действиях сотрудников прокуратуры коррупционного характера;
прием откликов и предложений по вопросам деятельности органов, ведомств и учреждений прокуратуры;
разъяснение порядка оказания органами прокуратуры государственных услуг.
Также сотрудники данного центра отвечают и на звонки «телефона доверия» 71-25-79 (плюс код Астаны, если звонок междугородний). При этом сотрудники центра фиксируют необходимые данные в электронной карточке компьютерной программы Call-центра, при необходимости направляют обращения заявителей в департаменты Генеральной прокуратуры, в территориальные органы прокуратуры для разрешения поставленных вопросов в обращениях по существу.
Кроме того, с июня 2014 года Генеральной прокуратурой совместно с Агентством по связи и информации запущен пилотный проект по приему обращений, адресованных в органы прокуратуры г.Астаны (гораппарат, районы Алматы, Сарыарка, Есиль и в Генеральную прокуратуру) через ЦОНыг.Астаны.ЦОНы обеспечивают прием обращений, передачу их в Генеральную прокуратуру и органы прокуратуры г.Астаны и выдачу ответа заявителям.
Все эти возможности подачи обращений в органы прокуратуры позволяют оперативно реагировать на нарушения конституционных прав наших граждан.
Анна Ожередова,
старший прокурор
2-управления Генеральной прокуратуры