В истекшем году основными приоритетами прокурорского надзора были определены своевременное и качественное исполнение актов и поручений Главы государства, обеспечение качественного перехода на новую модель уголовного, уголовно-процессуального, административного и уголовно – исполнительного законодательства.
В качестве первоочередных задач надзорной деятельности ставились вопросы обеспечения законности и правопорядка в стране, защиты прав и свобод наших граждан, интересов юридических лиц, противодействия коррупции, экстремизму и терроризму, возмещения ущерба и пополнения бюджета страны.
В целом, с поставленными задачами органы прокуратуры справились успешно, обеспечено неукоснительное исполнение всех поручений Президента.
Благодаря поэтапному исполнению утвержденного Главой государства Единого плана по переходу на новую модель уголовного судопроизводства, с 1-го января этого года мы начали полноценную работу в новых условиях.
Сегодня во всех регионах Республики запущен и функционирует Единый реестр досудебных расследований, в котором регистрируются все заявления и сообщения, имеющие признаки уголовных правонарушений.
Перед его запуском совместно с органами уголовного преследования была проведена целенаправленная работа по обеспечению достоверности учетно-регистрационной дисциплины и объективности общей картины криминогенной ситуации в стране.
Уже сейчас видны первые результаты, связанные с оперативностью принятия решений по заявлениям и сообщениям, позволяющие органам уголовного преследования обеспечить быстрое и качественное раскрытие преступлений по «горячим следам».
В 2014 году криминогенная ситуация в стране несколько улучшилась. Как и прогнозировалось, преступность снизилась на 5,2% с 359 до 341 тысячи преступлений.
Эти цифры являются отправной точкой для нового отсчета эффективности работы государственных и правоохранительных органов по профилактике и дальнейшему снижению уровня преступности, обеспечению правопорядка и «нулевой терпимости» к любым ее проявлениям.
Еще раз хочу подчеркнуть, что работу в условиях нового материального и процессуального уголовного поля мы начинаем в условиях тенденции к снижению практически всех видов преступлений.
По итогам года особенно необходимо отметить снижение количества особо тяжких преступлений на 18,2 % (с 2629 до 2150) и тяжких - на 17,4 % (с 33836 до 27941).
В том числе, убийств на 19,3 % (с 1120 до 903), причинения тяжкого вреда здоровью на 13,5% (с 1780 до 1539), изнасилований на 19,8% (с 3150 до 2527), грабежей на 24% (с 18832 до 14317), разбоев на 29% (с 1361 до 957), вымогательств на 19,2% (с 875 до 707) и хулиганств на 15% (с 29989 до 25494).
Это как раз те категории преступлений, по которым наши граждане оценивают свою безопасность в обществе, а международные организации формируют рейтинги страны по уровню безопасности пребывания в ней.
Кроме того, заслуживают внимания результаты работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних, которая снижена на 17%.
На 10% стало меньше уличной преступности и на 4,3% - в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Общественная обстановка становится более безопасной.
Мы должны продолжить эту работу, сделать профилактику преступлений предметной.
К примеру, в прошлом году порядка 80% всех преступлений корыстной направленности совершены безработными.
Поэтому, профилактика среди этой категории населения должна быть приоритетной.
В этих целях необходимо обратить пристальное внимание реализации региональных программ содействия занятости населения.
Защищая конституционные права граждан, в рамках надзора на досудебной стадии уголовного производства, за отчетный период прокурорами освобождены свыше 1,5 тыс. незаконно задержанных лиц (1506), прекращены незаконные оперативно-розыскные мероприятия в отношении 930 лиц.
Специальными прокурорами расследовались более 350 наиболее сложных, резонансных и актуальных уголовных дел, из которых 164 направлены в суд.
Кроме того, одной из первостепенных задач в ушедшем году было обеспечение принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям, в том числе путем конструктивного взаимодействия с институтами гражданского общества и координации усилий уполномоченных госорганов.
Как следствие, за 2014 год количество зарегистрированных административных правонарушений возросло на 12,5 % до 3 млн. 699 тыс. (3 млн. 288 тыс.).
В более чем в 80 % случаях (81,5%) субъектами административной практики налагались штрафы, на сумму свыше 105 млрд. тенге, из которых взыскано более 60 млрд. тенге.
Впервые взыскиваемость штрафов достигла 60%, в то время как еще 5 лет назад эта сумма не превышала и 30% (2010 год – 27,2%, 2011 год – 28,4%, 2012 год – 51,6%, 2013 год – 53,1%).
С участием уполномоченных госорганов нами разработана Дорожная карта взыскания административных штрафов, реализация которой позволит обеспечить их исполнение и поступление в бюджет.
Наряду с этим, органами прокуратуры обеспечивалась защита прав социально-уязвимых слоев населения, предпринимателей и государства.
Принимались активные меры по противодействию коррупционным и экстремистским проявлениям.
В социально-экономической сфере прокурорами выявлены и приняты меры к устранению 395 тысяч нарушений законности.
К различным видам ответственности привлечены более 55 тысяч лиц. Возбуждено 500 уголовных дел.
Отменено порядка 16 тысяч незаконных правовых актов.
Восстановлены и защищены права свыше 746 тысяч граждан, в том числе 239 тысяч несовершеннолетних.
Особо необходимо отметить проводимую на системной основе работу по обеспечению прав несовершеннолетних и профилактике их суицидов.
Её результатом стало снижение более чем на треть количества оконченных попыток суицида (с 232 до 159 случаев). Здесь эффективно поработали государственные органы Атырауской, Кызылординской областей, и особенно – города Астаны, где такие факты сведены к нулю.
Выполняется поручение Президента по защите прав граждан в сфере оплаты труда.
Всего в прошлом году в пользу 134 тысяч работников взыскано более 5 млрд. тенге, в том числе в 92-х проблемных предприятиях задолженность погашена полностью на сумму свыше 1 млрд. тенге.
Особо отличились прокуратуры Карагандинской, Костанайской областей и города Алматы, по принятым мерами которых погашена задолженность на общую сумму порядка 500 млн. тенге (477 млн.).
Прокуратура Атырауской области обеспечила полное отсутствие в регионе длительной задолженности по заработной плате (свыше 3-х месяцев).
Продолжается работа по исполнению поручения Главы государства о возврате неиспользуемых земель в государственную собственность.
Прокуратуре удалось пресечь спекуляции и вернуть государству земельные участки на общую сумму свыше 980 млрд. тенге.
В этом вопросе следует отметить соответствующую работу столичной прокуратуры.
В условиях моратория, не нарушая прав предпринимателей, путем проведения объездов и камерального анализа прокуратурой Астаны выявлено 255 неиспользуемых участков, кадастровой стоимостью 575 млрд. тенге. Государству уже возвращены 2 700 гектаров земли.
Одновременно с этим приняты превентивные меры по недопущению необоснованного расходования бюджетных средств в сумме 5,5 млрд. тенге, направленных на выкуп земель для государственных нужд.
Только одной прокуратурой Алматинской области подано около ста судебных исков по фактам нарушения процедуры изъятия земель, удовлетворение которых позволило защитить интересы государства на сумму 1 млрд. 800 млн. тенге.
В рамках исполнения поручения Президента по защите бизнеса от незаконных проверок, продолжено сотрудничество с Национальной палатой предпринимателей.
Проведен целый ряд совместных мероприятий, как на центральном, так и региональном уровнях.
В прошлом году прокурорами защищены права 10 тысяч субъектов бизнеса, к различным видам ответственности привлечено 880 должностных лиц государственных органов.
В результате - объявленный Главой государства мораторий способствовал снижению в 2014 году общего количества проверок на 176 тысяч, или 67%.
При этом, на 142 тысячи, или на 82% уменьшилось количество проверок субъектов частного предпринимательства (с 173 082 до 30 807), в том числе на 136 тысяч или 86% в отношении субъектов малого и среднего бизнеса (с 158 915 до 22 050).
Эффективным и оперативным средством защиты предпринимателей являются мобильные группы, действующие при каждой прокуратуре.
В 2014 году ими пресечено 750 фактов нарушений прав предпринимателей.
На особом контроле находились вопросы защиты экономических интересов государства.
Государству возмещено более 74 млрд. тенге. Это почти вдвое больше, чем годом ранее (38,4 млрд в 2013г.).
В абсолютных лидерах прокуратура Кызылординской области, по акту реагирования которой с АО «Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз» взыскано 17 млрд. тенге налоговых платежей за сверхнормативные выбросы в окружающую среду, что составляет 10,7% от годового бюджета области (167 млрд на 2014 год.).
Активная упреждающая работа проведена прокурорами в сфере государственных закупок.
По этой линии в бюджет страны возмещено более 1 млрд. 400 млн. тенге, к различным видам ответственности привлечено более 2 тыс. 800 должностных лиц.
Здесь отличились прокуратуры Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Павлодарской областей и Главная транспортная прокуратура, по актам которых отменены 140 конкурсов и предотвращен ущерб экономическим интересам государства на сумму свыше 25 млрд. тенге.
Есть результаты по линии борьбы с лжепредпринимательством.
Судами удовлетворено 307 исков прокуроров об отмене государственной регистрации лжепредприятий, суммарный долг которых перед бюджетом составляет 37 млрд. тенге. Приняты меры к взысканию этих сумм с их контрагентов.
К началу функционирования с 1-го января Евразийского Экономического Союза и актуализации вопросов приграничного товарооборота нами проведена работа по обеспечению законности в около таможенной сфере.
Проведенными проверками выявлено свыше тысячи четырехсот нарушений законности, возмещен ущерб государству на сумму около 2 млрд. тенге.
Приняты меры к обращению в доход государства контрабандных товаров на сумму более 2-х млрд. тенге.
Активизирована работа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
Главой государства 3 ноября 2014 года подписан разработанный нами Закон о внесении изменений и дополнений в законодательство, направленные на повышение эффективности противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
В рамках этой работы осуществлен мониторинг более 100 тысяч интернет-ресурсов.
В результате, по заявлениям прокуроров и уполномоченных органов судами признана незаконной продукция 703 интернет – ресурсов.
Судами также удовлетворены заявления прокуроров о признании экстремистским содержания 198 информационных материалов.
Распространение этой продукции на территории Казахстана запрещено.
В 2014 году нами впервые было применено досудебное блокирование доступа к информации экстремистского содержания путем внесения предписания в уполномоченный орган.
Также впервые по нашему ходатайству Генеральной прокуратурой Российской федерации в уполномоченный орган своей страны направлено требование о запрещении доступа ко всем ресурсам, содержащим экстремистскую информацию, которое полностью было поддержано.
Такую практику надзора нужно расширить и использовать в работе с нашими коллегами из других стран ближнего и дального зарубежья.
Заслуживает внимание и опыт работы прокуратуры Актюбинской области, которой в рамках надзора за законностью в исправительных учреждениях приняты меры по обеспечению социальных прав членов семей радикально настроенных осужденных, что позволило перевести их на умеренные позиции.
* * *
В свете новых экономических угроз и финансовых потрясений нам удалось обеспечить стабильность общественно-политической ситуации в стране.
Планомерно реализуется Государственная программа модернизации правоохранительной системы, главным индикатором которой является уровень доверия граждан.
В рамках этой работы нами регламентирован порядок оказания правоохранительными органами государственных услуг, наиболее востребованных среди населения.
Введен единый порядок электронного учета посетителей правоохранительных органов.
Активизирована работа по пропаганде законопослушного поведения с ориентированием граждан на обращение по всем возникающим ситуациям в соответствующие инстанции.
Особое внимание уделялось качественному рассмотрению жалоб и обращений граждан.
В прошлом году в прокуратуру обратились более 294 тысяч граждан и юридических лиц, из них с личного приема – свыше 48 тысяч. По каждому обращению проведены проверки, разъяснены права и обязанности лиц.
Бо̀льшая часть поступивших жалоб направлена с контролем в уполномоченные органы по подведомственности и обеспечено их должное разрешение.
По тем обращениям, которые были рассмотрены прокурорами восстановлены права свыше 25 тысяч граждан (25146).
В рамках взаимодействия с гражданским обществом на заседаниях Общественного совета при Генеральной прокуратуре обсуждены актуальные вопросы внедрения инновационных проектов Комитета по правовой статистике, а также о принимаемых мерах по защите прав предпринимателей.
Члены Общественного совета активно принимают участие во всех заседаниях коллегии органов прокуратуры и Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
С их участием рассматриваются наиболее актуальные для общества вопросы, требующие системного подхода всех правоохранительных органов.
К примеру, на дорогах страны последние годы отмечалась стабильная динамика увеличения количества ДТП, которая по итогам 2013 года превысила 23 тысячи происшествий, в которых пострадали почти 33 тысячи человек.
В результате реализации выработанных мер и скоординированной работы по их реализации нам удалось остановить эту негативную тенденцию.
По итогам 2014 года количество ДТП снизилось на 14%, в том числе на 14% снизилось количество пострадавших, раненных и погибших.
Аналогичная работа в регионах проводится областными прокуратурами.
Нами уделяется большое внимание уровню информированности граждан о государственных мерах по проведению активной политики модернизации правоохранительной системы, повышению правовой грамотности населения, формированию положительного имиджа, как органов прокуратуры, так и всей правоохранительной системы.
В этих целях проведено более двухсот межведомственных и международных конференций, около трех сотен пресс-конференций.
Организованы две с половиной тысячи семинар-совещаний, более тысячи круглых столов, в СМИ опубликованы 32 тыс. информационных материалов.
Изготовлены и выпущены в эфир на республиканских и местных телеканалах множество информационно-пропагандистских видеороликов, освещающих работу органов прокуратуры и всего правоохранительного блока.
Заслуживают положительной оценки достижения в области надзора за законностью в военной и транспортной сферах.
Органами военной прокуратуры приняты меры к обеспечению безопасности объектов хранения вооружения, сохранности оружия и боеприпасов.
На имя Главы государства внесены записки по вопросам использования вооружения и военной техники, унификации и стандартизации вооружения, использования запасных взлетных полос для военной авиации, а также аренды Россией наших полигонов.
С целью минимизации рисков утечки вооружения из легального оборота, по акту надзора изменен порядок реализации неиспользуемого вооружения.
Теперь эти вопросы будут рассматриваться строго в рамках регламентированных процедур через Правительство.
Уделено внимание вопросам соблюдения законодательства о Государственной границе Республики Казахстан, определены значимые и проблемные вопросы в этом направлении и пути их решений.
В транспортной сфере проведены эффективные проверки по вопросам безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, обеспечения экспортного контроля за продукцией двойного назначения, незаконного вывоза газа, предназначенного для внутреннего использования, о результатах которых проинформирован Глава Государства и Премьер-Министр страны.
Кроме того, Главной транспортной прокуратурой в госбюджет возмещен ущерб на сумму более 8 млрд. тенге, что в 4 раза больше чем в предыдущем периоде.
Представляя интересы государства в судах, прокурорами принято участие при рассмотрении более 35 тысяч уголовных, 113 тысяч гражданских и 244 тысяч административных дел.
По протестам прокуроров приведены в соответствие с законом приговоры в отношении 1405 лиц и 1873 судебных акта по гражданским и административным делам.
После прокурорского вмешательства исполнены судебные решения о взыскании в доход государства 20 млрд. 600 млн. тенге, в пользу граждан и юридических лиц – более 3 млрд. 700 млн. тенге, в том числе по заработной плате свыше 1 млрд. тенге (1,1 млрд.).
С января прошлого года при активном содействии Генеральной прокуратуры начата работа Национального превентивного механизма, которая получила положительную реакцию гражданского общества.
Последовательно расширяется практика применения к осужденным стимулирующих мер – условно-досрочного освобождения и замены наказаний более мягким видом.
Наряду с этими мерами по снижению «тюремного населения» на заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры рассмотрены вопросы пенитенциарного здравоохранения, профилактики рецидивных преступлений, противодействия распространению в местах лишения свободы влияния криминальных лидеров и радикалов экстремистского толка.
При поддержке Посольства Великобритании в Казахстане и Центра ОБСЕ в Астане проведен Второй форум тюремной реформы «Занятость в колониях».
Все это было направлено на подготовку к работе в условиях усовершенствованного Уголовно-исполнительного кодекса, к которой мы приступили уже с 1 января 2015 года.
Довольно насыщенной была работа в области международного сотрудничества, в рамках которой особое внимание уделялось странам Западной и Центральной Европы.
В целом за последние 3 года мы качественно и количественно улучшили правовую базу Казахстана, подписав 13 международных договоров.
Только за прошедший год было подписано семь межгосударственных договоров с Румынией, Венгрией и Болгарией.
Буквально вчера подписан договор с Италией о выдаче лиц и об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Проведена работа по подготовке к подписанию договоров о правовой помощи по уголовным делам с Соединенными штатами Америки, Княжеством Монако и Венгрией,
о передаче осужденных лиц с Монголией и Исламской Республикой Иран, о выдаче и о передаче осужденных с Королевством Саудовская Аравия.
В наступившем году запланирована аналогичная работа в рамках правового сотрудничества с Объединенными Арабским Эмиратами, Малайзией, Вьетнамом и Индонезией.
В 2014 году, в рамках международного сотрудничества, нами организовано и проведено обучение 72-х сотрудников в ведущих образовательных учреждениях мира.
Всего же на базе Института повышения квалификации проведено свыше четырехсот (468) обучающих семинаров, которыми охвачен практически весь оперативный состав органов прокуратуры.
Впервые, в рамках реализации Концепции кадровой политики правоохранительных органов нами разработаны Правила оценки компетенции сотрудников органов прокуратуры с учетом принятого Перечня качеств, модель компетенции и стандарты поведения.
Сделано немало.
Вместе с тем, в наступившем периоде нам также предстоит реализация множества других задач, вытекающих из программных документов и поручений Главы государства.