Новый Кодексоб административных правонарушениях вступил в действие с 1 января 2015 года.
Существенными изменениями Общей части КоАП является пересмотр круга лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, должностными лицами в Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.
Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение.
Из Кодекса исключены: нормы, регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью; вид административного взыскания как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения.
В Особенной части Кодексапредусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции – такие же как для субъектов малого предпринимательства.
Для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.
В Процедурную часть КоАПвведена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок). Вместе с тем, сохранены исключения для ранее действовавшего особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.
Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физическое лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).
При этом для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке (ч.3 ст.811).
Также пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками (ст. 739).
Усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 Гражданского процессуального кодекса(ст. 743).
Введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (ст. 819).
По аналогии со статьей 129УПК РК(действовавшего до 1 января 2015 года) введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и т.д.(ст. 778).
Усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности, приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств (порядок их производства различен и предусмотрен различными статьями Кодекса - ст.ст.785 - 801).
Введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица, что обусловлено предотвращением негативных последствий, таких как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, предотвращения аварий техногенного характера, эпидемий и т.д. (ст. 801).
Указанные меры предусматриваются в связи с тем, что согласно ч.4 ст.48 Кодекса приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более семи суток с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения (ст. 801).
Закреплена возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, двух и более мер обеспечения производства по делу, так как это имеет место в деятельности правоохранительных органов.
С целью более качественного рассмотрения дела, защиты прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях Кодекс предусматривает ведение протокола судебного заседанияв суде первой инстанции.
При этом если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении полностью признает свою вину, не заявляет о необходимости исследовать доказательства, ведение протокола необязательно.В протоколе по аналогии с гражданским процессом указываются такие же реквизиты и порядок предоставления замечаний.
В новом Кодексе систематизированы административно-процессуальные нормы.В частности, порядок пересмотра постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях ранее регулируемый нормами ГПК (главой 26)перенесен в главу 45 кодекса(пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях).
На практике ранее рассматриваемые дела в порядке главы 26 ГПК называли гражданскими, что вызывало проблемы в процедуре их рассмотрения и применении к ним положений ГПК либо КоАП. Данное новшество введено в Кодекс для исключения возникавших на практике проблем.
Осуществляя производство по делу об административном правонарушении,на практике нередко возникали вопросы, когда лица были несогласны с определенными действиями (бездействиями) должностных лиц.
В редакции Кодекса предусмотрена самостоятельная глава 44 по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».Процедура состоит в том, что действия (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в специализированный районный и приравненный к нему административный суд.Жалобы могут быть устные и письменные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу.
Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения.
Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы.
Жалоба подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. По результатам рассмотрения жалобы принимается постановление об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, которое подлежит обжалованию в течение десяти суток в вышестоящий суд, решение которого обжалованию, опротестованию не подлежит.
Отсутствие Института пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в административном производстве порождало излишнюю судебную процедуру отмены Верховным Судом постановлений по делам об административных правонарушениях по протесту Генеральной прокуратуры.
Поэтому в Кодексе предусмотрен новый институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым дается возможность реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47).
C целью предоставления гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельного обжалования вступивших в законную силу судебных актов по административным делам в Кодексе предусмотрена дополнительная кассационная инстанция в областных и приравненных к ним судах.
Особенность данного пересмотра заключается в том, что в надзорном порядке через Верховный суд возможен пересмотр судебных актов лишь с соблюдением кассационного порядка обжалования.
При этом в сторону, ухудшающую положение лица, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, кассационную жалобу или протест возможно подать в течении шести месяцев с момента оглашения обжалуемого постановления суда. В связи с этим в случае неправомерного прекращения производства по делу и пропуска кассационного срока обжалования или опротестования судебного акта без уважительных причин исключается возможность дальнейшего пересмотра судебного акта в Верховном суде.
Берик Кельджанов,
старший прокурор отдела Департамента
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан