Вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев разъяснил причины введения конвенционного запрета на ввоз бензина и дизтоплива из Российской Федерации с сегодняшнего дня.
Выступая сегодня на круглом столе, организованном Ассоциацией «KAZENERGY» он напомнил, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) находятся на этапе модернизации, завершение которого запланировано на 2016 год. Вице-министр подчеркнул, что до этого во внутреннем рынке будет ощущаться нехватка высокооктанового бензина и дизельного топлива, которые восполняются за счет импорта, в первую очередь из РФ.
Взаимоотношения по импорту недостающих объемов топлива из РФ регламентируется индикативным балансом, который ежегодно согласовывается между двумя сторонами и подписывается в начале года. В текущем году согласно положениям индикативного баланса для восполнения недостающих объемов топлива для внутреннего рынка РК, импорт из России бензина составит 1 млн. 100 тыс. тонн, дизельного топлива - 520 тыс. тонн, авиакеросина - 266 тыс. тонн. Поставка указанных объемов в РК из РФ запланирована по месяцам, согласно утвержденному графику с учетом календарных, региональных и других данных по прогнозному топлива в стране в течение года.
Следует отметить, что все поставки топлива в РК вне зависимости от формы собственности компании-импортера и импортируемых объемов, регистрируются и учитываются индикативным балансом между двумя странами. В рамках индикативного баланса поставки топлива из РФ в РК осуществляется беспошлинно. В то время как на объемы, превышающие оговоренные индикативным балансом РФ может наложить пошлину.
В январе 2015 года согласно индикативному балансу из России в Казахстан планировалось поставить порядка 90 тыс. тонн бензина, по факту было импортировано 180 тыс. В феврале ситуация повторилась: если планировалось завести 80 тыс. тонн бензина, то уже завезли 140 тыс.
«На сегодняшний день, хотел бы сказать, что запасы бензина и дизельного топлива в стране достаточны. Так, запасы одного из основных марок бензина Аи-92 составляет 460 тыс. тонн. При этом по нашим расчетам для того, чтобы мы имели условный комфорт или защищенность, нам необходимо иметь порядка 200 тыс. тонн. То есть наши запасы превышают норму практически в 2,5 раза. По дизельному топливу запасы еще больше и составляют 550 тыс. тонн. И того за январь-февраль 2015 года в РК было завезено сверх плана 150 тыс. тонн бензина при годовом плане индикативного баланса 1 млн. 100 тыс. тонн», - проинформировал вице-министр.
По его словам, введение временного запрета на ввоз топлива из РФ направлено, в первую очередь, на выравнивание графиков импортного ГСМ на внутренний рынок нашей страны для предотвращения возникновения дефицита по отдельным видам нефтепродуктов, особенно в месяцы пикового потребления.
«Мы провели переговоры с представителями Министерства энергетики РФ. Эти переговоры у нас состоялись в середине февраля. Россия с пониманием отнеслась к данному вопросу. Вопрос между нами согласован, что было зафиксировано соответствующим протоколом. В результате для обеспечения планового, бесперебойного и бездефицитного внутреннего рынка РК нефтепродуктами с 5 марта 2015 года сроком на 45 дней введен временный запрет на ввоз в РК отдельных видов ГСМ из РФ», - рассказал он.
Вице-министр заверил автолюбителей, что введение временного запрета на ввоз отдельных нефтепродуктов из РФ не отразится на ценах на регулируемый бензин (Аи-92, Аи-80) и дизельное топливо.
КАЗИНФОРМ